В моей профессии грань между учителем и учеником зыбка, подвижна и прозрачна. Наверное, поэтому нам так легко понимать детей, что в глубине души мы сами ученики. Я очень благодарна моей профессии за то, что за 15 лет моей работы с детьми, она меня очень многому научила. Я научилась работать с людьми разного возраста - от дошкольников до очень взрослых, учить российских и зарубежных студентов, преподавать общий английский и такие спецкурсы, как «История Англии», «История английской литературы», «История американской литературы», «Литературный перевод», «Одаренный ребенок», у меня появились программа «Обучение грамматике английского языка с помощью компьютера», курс «Коррективная фонетика» и многое другое. Когда только стали говорить о ЕГЭ, я вошла в первую группу учителей, которые получили сертификаты экзаменаторов-экспертов. Я участник двух профессиональных конкурсов. Я говорю все это для того, чтобы показать: учитель английского языка должен знать и уметь очень многое. Но сама себе я каждый раз говорю, зачем мне все это, зачем я все это делаю? И отвечаю: именно для того, чтобы быть современным учителем английского языка. Еще древние говорили, что там, где нет прогресса, там регресс. Если ты не идешь вперед, жизнь очень быстро тебя обгоняет.

Но каждый раз, когда я планирую любой урок, я думаю об очень простых вещах. Первое - любой урок должен быть интересным, потому что только интересный урок имеет право быть обучающим, развивающим, воспитывающим. Если урок неинтересен, у учителя нет никакого шанса, его усилия будут потрачены даром. Второе - каждый урок должен отражать те великие цели и задачи, которые мы перед собой ставим. Если сегодня наши задачи звучат как «формирование коммуникативных компетенций», значит, каждый урок должен быть уроком формирования этих самых коммуникативных компетенций. У учителя должен быть большой арсенал средств для того, чтобы понимать, как работать для достижения этих целей.

Школа, в которой я работаю, в последнее время выстраивает работу над проектами. Дети делают совершенно разные проекты: и практико-ориентированные, и исследовательские, и информационные, при этом все проекты, конечно, очень творческие. Я сама люблю исследовательские проекты по целому ряду причин. Не буду говорить о технологиях, потому что это разговор долгий. Я скажу о том, что мне дают исследовательские проекты.

Во-первых, содержание обучения - очень регламентированная область. Существуют планы и программы, но сегодня есть возможность в эту регламентированную область внести такую категорию, как «Я хочу» или «Мы хотим». Это, естественно, повышает мотивацию к изучению предмета, потому что тему и конечный продукт дети выбирают сами.

Во-вторых, при работе над проектами удается реализовать деятельностный подход к обучению. По мнению психологов, эффективность такого подхода к обучению равна 90%. Это не чтение лекций, когда учитель должен вести монолог (я, кстати, не люблю лекции, считаю, что учитель не должен читать лекции, потому что их эффективность в отличие от деятельностного подхода всего 5%), а прежде всего диалог с классом. Понятно, чем мы должны заниматься на уроке, - мы должны заниматься более эффективными формами обучения.

В-третьих, есть методика, которая позволяет заниматься одновременно и грамматической правильностью речи. В процессе работы над проектом мы больше времени и внимания уделяем именно этому, высоко оценивая конечный результат. Удается создать ситуацию, максимально приближенную к реальности, и для меня, как учителя английского языка, это очень важно.

Информация к сведению

Лариса СЕРИК окончила филологический факультет Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, увлекается психологией, чтением и судоку, главными педагогическими ценностями считает любовь к детям, знание своего предмета, умение научить другого.