Известно, что 70% личностных качеств закладывается именно в начальной школе. Здесь ребенок овладевает не только такими умениями, как читать, писать, считать, но и навыками общения со сверстниками, одноклассниками, взрослыми, воспитывает в себе интерес к познанию.

Своей главной и основной задачей я считаю развитие познавательных интересов детей. Хочу научить их учиться интересно, но при этом дать им понять, что в школе не только интересно учиться, но и интересно жить. Для этого я рассматриваю все формы обучения и воспитания в начальной школе, стараюсь проанализировать их и использовать лучшие.

Ребенку шести-семи лет, который приходит в школу, приходится погружаться в совершенно новое для него - образовательное пространство. Кто-то входит в него легко и быстро, а кто-то - очень трудно, тяжело, долго. Столкнувшись с проблемой адаптационного периода, я решила создать свою систему, которая помогала бы сформировать внутреннее единое пространство класса.

В нашем классе мы часто говорим о том, что школа - дом, в котором интересно жить и учиться всем вместе, а не то место, куда ребенка заставляют ходить потому, что это надо. Мою систему составляют несколько направлений, по которым я работаю. Первое направление - это, конечно же, особым образом придумываемые мною уроки. В первом и втором классах это уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-игры. В первом классе начальной школы есть такой предмет, как «Обучение грамоте», на этих уроках дети учатся читать, вот на таких уроках мы и создаем свою сказку. В конце концов на уроках обучения грамоте мы создали свою страну - «Букволандию», в ней поселили буквы (на разных улицах, в разных домах), придумали каждой букве свои увлечения, свои интересы, свою жизнь, свой танец, придумали каждой букве свой характер. Например, буквы Ж и Ш живут высоко, на верхнем этаже, а потому они такие важные, что совершенно не замечают букву И, не дружат с ней, не ходят к ней в гости, не приглашают к себе. Когда дети изучают буквы, то знакомятся с их характерами и при этом получают уроки грамотного письма. При моей системе удается избежать типичных для первого класса ошибок правописания.

Еще одним направлением моей работы стало то, что я почти все предметы в начальной школе взяла в свои руки. Кроме основных предметов, я веду английский язык. Понятно, что пока это формирование понятийного аппарата на самом низеньком уровне: мы учим названия игрушек, песенки, стихотворения, называем по-английски родных, близких людей, друзей. Все это детям очень нравится, и они используют эти слова в своей жизни. В 2004 году мой класс участвовал в российско-американской программе «Семья и школа вместе», и дети получали удовольствие от того, что они такие успешные, когда разговаривали с гостями из Америки, вставляя в речь какие-то английские слова. Результатом этого проекта (я считаю, хорошим результатом) было то, что одну из семей наградили поездкой в Америку, и это тоже очень понравилось детям.

Еще я веду уроки ритмики. На этих уроках дети учатся общаться не только с помощью слов и предложений, но еще с помощью танцев и жестов, учатся вставать в пары друг с другом, что важно, мальчики учатся общаться с девочками.

Неотъемлемой частью моей работы стала работа с родителями. Когда ко мне приходят мамы и папы в первом классе, я им сразу говорю: «Готовьтесь к переезду!» Они смотрят недоуменно: «Куда будем переезжать, зачем? Мы никуда не собираемся переезжать!» Я объясняю: «Переезжать придется в школу, ведь нынешний дом, в котором вы живете, будет вторым домом, а школа - первым домом». Сначала родители воспринимают эти слова с усмешкой, а потом действительно понимают, что школа для них становится пусть не первым, но уж точно вторым домом. Ведь здесь проходят не только различные мероприятия (экскурсии, праздники, походы в музеи и многое другое), но идет работа над семейными проектами, над организацией и проведением семейных дней здоровья в бассейнах и на спортивных площадках. Родители становятся частыми гостями в Ледовом дворце «Крылья Советов»: мы там не только играем в хоккей, но и болеем. У нас даже есть такой проект, как «Звездочки на льду», причем звездочки растут в нашем классе.

Я создала факультативный курс «Необычное в обычном». Он помогает детям увидеть, что нас окружают необычные предметы. Мы изучаем окружающее и находим разные необычные предметы. Например, мальчик принес в класс кактус, потому что он ему не нравится - колючий, а мы решили его изучить. Один мальчик сказал, что кактусы бывают и неколючие, другой - что кактусы бывают очень большими. Один из пап побывал в Мексике по делам в командировке и привез нам оттуда съедобный кактус, мы сначала превратили его в новогоднюю елку, а потом по особым технологиям мамы приготовили из кактуса цукаты, которые были благополучно съедены всем классом.

Дети живут в нашем классе огромной семьей вместе с родителями и не испытывают никаких трудностей при переходе в среднюю школу. Я считаю это хорошим результатом моей работы.

Я часто даю детям понятия, которые находятся за рамками начальной школы, пытаясь пробудить в детях чувство удивления. Удивление рождает любопытство, любопытство - тропинка к любознательности, а любознательность - дорога к знаниям.