На уроках я использую модульные технологии и стараюсь включать как можно больше упражнений на развитие внимания, памяти и воображения. Такие упражнения используются в зависимости от возраста, то есть в разных возрастных категориях, и ставят разные задачи. Использование модульных технологий позволяет мне сократить время на изучаемую в школе теоретическую часть и увеличить время на практическую, без которой, на мой взгляд, изучение биологии, естественно, сводится к нулю. Сами упражнения позволяют решить актуальные для каждого возрастного этапа развивающие задачи. Поэтому на уроках я и стараюсь использовать самые разные формы и методы работы.

С каждым годом все более возрастают требования к умственным способностям учеников. Здесь, на мой взгляд, возникает очень большое противоречие. С одной стороны, необходимо увеличивать сроки обучения, создавать новые методы работы, а с другой - умственные способности учеников остаются все на том же уровне, не всегда на очень высоком. Противоречие, на мой взгляд, сводится в итоге к тому, что мы не можем этот процесс длить бесконечно, есть какие-то границы, и мы ими скованы. Поэтому мне кажется, что очень важно сделать этот процесс непрерывным, чтобы можно было развивать и творческие, и интеллектуальные способности учеников именно на тех уроках, временными рамками которых мы скованы.

Традиционный урок, как правило, уже использует готовые творческие и интеллектуальные особенности, а вот задачи их развития отодвигаются на второй план тем самым содержанием, которое очень насыщено. Поэтому так важно, чтобы упражнения были основаны именно на содержании наших уроков. Эти работы я попыталась изложить в нескольких статьях, которые были в разное время опубликованы в педагогической прессе. В статьях я писала о том, что инновации в моей работе сводятся к внедрению в уроки новых технологий, упражнений по развитию памяти, внимания и воображения. В данном случае можно сказать, что такие инновации - перспектива работы многих педагогов с внедрением моих новых, адаптированных к технологии, заданий.

Качество моей работы оценивается разными экспериментами, разными методиками, но все они показывают, что качество знаний постепенно и непрерывно растет, то есть своих целей я постепенно и непрерывно достигаю.

Технологии хороши в теории, но без практики они ничто. А вот те методы, которые я использую, позволяют перейти от объяснительно-иллюстративных методов к непосредственно практическим методам, что, на мой взгляд, очень важно. В перспективе хочу из упражнений составить единую систему и, может быть, даже издать пособие для учителей и для учеников, которые могли бы в дальнейшем им пользоваться.

Информация к сведению

Евгения ГЛАЗУНОВА окончила факультет биологии Московского государственного открытого педагогического университета, увлекается театром и музыкой, главными педагогическими ценностями считает профессионализм, любовь к детям, целеустремленность.