Финансовая грамотность - важнейшая составляющая современного общества, поскольку возможности, предоставляемые финансовым рынком по управлению собственными средствами, неуклонно расширяются. В последние годы мы наблюдаем бум потребительского кредитования, набирает силу программа ипотечного кредитования в рамках национального проекта «Доступное жилье», крупнейшие вузы страны привлекают к сотрудничеству коммерческие банки и финансовые структуры для предоставления образовательных кредитов, растет число потребителей услуг страховых компаний и паевых инвестиционных фондов, и, наконец, все шире становится безналичная форма оплаты товаров и услуг с помощью кредитных карт. Поскольку эти программы долгосрочные, они свидетельствует об экономической стабильности, уверенности в завтрашнем дне, растущем доверии к банковскому сектору и финансовым структурам со стороны наших граждан, о постепенном преодолении последствий кризиса 1998 года.

Одновременно с этим финансовый рынок столкнулся с новыми проблемами, такими как:

проблема недобросовестных заемщиков, не вполне понимающих ту меру ответственности и финансовой дисциплины, которой требует от них соблюдение договора о кредитовании;

проблема привлечения вкладчиков для размещения долгосрочных депозитов, поскольку большинство плохо осведомлены о том, в чем состоит привлекательность долгосрочных вложений, какие риски необходимо предусмотреть.

От решения этих проблем зависит успешность не только финансовых компаний, а в первую очередь благополучие наших граждан, многих семей с низким и средним достатком. Для таких семей кредит - единственный способ покупки квартиры или автомобиля и получения образования детьми, а пенсионное страхование и долгосрочные депозиты - единственный способ создать накопления на случай болезни или для достойного существования в старости.

Чтобы разрешить эти проблемы, необходимо построить экономическое образование таким образом, чтобы оно всемерно содействовало развитию финансовой грамотности широких слоев населения, и прежде всего школьников, тех, кому сегодня 13-17 лет, - они станут в ближайшие годы самыми активными участниками финансового рынка.

Надо признать, что современные образовательные программы и учебные пособия по экономике, рекомендованные для массовой школы, к сожалению, не акцентируют внимания на этой тематике.

Общаясь с детьми, родителями, мы видим, что финансовых знаний явно недостаточно. Старшее поколение еще не вполне доверяет нашей финансовой системе, прежде всего банкам и инвестиционным фондам, потому что имеет печальный опыт 90-х годов, когда рухнуло большое число финансовых пирамид.

Экономическое образование в нашей гимназии имеет свои особенности. Они заключаются в том, что мы широко используем все возможности современных педагогических технологий, в первую очередь информационных, применяем личностно-ориентированное обучение, которое реализуется через участие ребят в проектной и исследовательской деятельности, посещение элективных курсов, участие в деловых играх и профильных пробах.

Содержание экономического образования в гимназии опирается на расширение программного материала в сторону интеграции с изучаемыми дисциплинами и в сторону формирования специальных знаний, наиболее актуальных сегодня. Мы стремимся сформировать у наших учеников экономический образ мышления, чтобы способствовать жизненному и профессиональному определению растущей личности.

Финансовая грамотность для нас сегодня - наиболее актуальная область экономического образования школьников, поскольку способствует формированию уверенности в будущем, финансовой независимости и успешности в бизнесе.

Прежде чем начать работу в этом направлении, мы провели опрос наших учащихся, желая узнать, что им известно о личных финансах, насколько важно для них научиться управлять своими средствами и как они понимают финансовую независимость.

Результаты опроса школьников 7-9-х классов в гимназии показали, что ребята заинтересованы в информации о том, как управлять личными денежными средствами, как работают банки и другие финансовые институты. Более половины опрашиваемых (56%) признали себя не вполне осведомленными по вопросам управления финансовыми средствами в своей семье. Многие ребята считают себя довольно расточительными (45%), при этом 64% опрошенных хотели бы добиться финансовой независимости как можно раньше. Мы обратили внимание на то, что у наших гимназистов разное понимание того, что такое финансовая независимость. Старшеклассники считают, что это полная независимость от родителей, тогда как младшие полагают, что будут финансово независимыми, когда их карманных денег хватит на все, что нужно.

Мы убедились в необходимости преподавания курса основ финансовой грамотности и после бесед с родителями. Важно отметить, что пока российский менталитет далек от такого понятия, как «финансовые взаимоотношения между родителями и детьми». За рубежом такие отношения строятся на бюджетной основе. Это значит, что родители выделяют ребенку средства на определенный промежуток времени, у ребенка имеется свой маленький бюджет, и он вправе им распоряжаться. У нас, как правило, ребенок обращается к родителям, если хочет получить деньги, и сообщает, для чего они ему нужны. Чаще всего деньги ему не дают, а покупают то, что нужно. Таким образом, в поле нашего зрения в процессе обучения должны находиться не только дети, но и родители. Без их содействия и понимания нашим детям изучать основы финансовой грамотности было бы сложно.

Следующая задача, которая требовала решения, поставила вопрос: каковы возможные формы внедрения «Основ финансовой грамотности» в школьное преподавание?

Проанализировав плюсы и минусы различных подходов к внедрению основ финансовой грамотности в образовательный процесс, мы приняли предложение Национального фонда содействия финансовой грамотности реализовать в гимназии проект создания Клуба финансовых умников для школьников средних классов. Социальными партнерами этого проекта выступили также Финансовая академия при Правительстве РФ, Американские Советы по Международному образованию, Финансовая корпорация «Уралсиб».

Клубная работа - это, по сути, элективные курсы, облеченные в неформальную и живую форму обучения и общения. Такая форма позволяет создать комфортные, личностно-ориентированные условия обучения, содействует возрастанию познавательного интереса учащихся, повышает их самосознание и самооценку. Важным преимуществом клубной работы становится возможность привлечения социальных партнеров к процессу обучения, что существенным образом способствует снижению затрат самого образовательного учреждения.

Именно поэтому основные принципы, положенные в основу организации Клуба финансовых умников, - это принципы добровольности участия в деятельности клуба, социального партнерства и открытости.