Миссия нашей гимназии - подготовка конкурентоспособной личности. Работая в этом направлении, мы выявили несколько психолого-педагогических проблем, которые решаем в процессе обучения и воспитания. Это:

Построение индивидуального подхода к обучению.

Включение учащихся в инновационную деятельность.

Развитие мотивации на достижения.

Формирование умений работать в коллективе.

Развитие креативности в решении проблем.

Для этого психолого-педагогическое взаимодействие направлено на обучение самостоятельному поиску пути решения возникающих трудностей и осознанному выбору способа их преодоления. В данном случае речь идет о сопровождении подготовки конкурентоспособной личности. Практика нашей работы показала, что данная работа позволяет успешно решать задачи, стоящие в настоящее время перед гимназией. Основные принципы сопровождения подготовки конкурентоспособной личности полностью согласуются с базовыми принципами современного педагогического процесса.

Помимо общих направлений психологической работы у нас сложилась определенная система сопровождения, без которой невозможно достичь намеченной цели. В систему входят такие компоненты, как:

Индивидуальное консультирование - технология традиционная, достаточно известная, основная задача которой - помочь ребенку рефлексировать затруднения и выстроить пути выхода из них.

Проектная, исследовательская деятельность, включающая в себя проведение самостоятельного психологического исследования в области межличностных отношений, успешности человека, влияния типов темперамента на достижение цели.

Психологическое сопровождение участников конкурсов и олимпиад, потребность в котором была вызвана трудностями, возникающими у учеников: боязнью публичных выступлений, сложностями в презентации своего опыта, в убедительном, доходчивом формулировании основных результатов исследования, неуверенностью в себе. Работая в этом направлении, мы используем технологию разработок кейсов по решению конкретных проблем. В содержание кейса входит описание конкретной ситуации, список предлагаемой нами литературы, интернет-ресурсы, статьи, сноски, а также опыт тех ребят, кто пользовался этим кейсом и решил каким-то образом для себя эту проблему. Ученик, прежде чем получить кейс, определяет проблему, называя ее через ключевые слова или вопросы, и только после этого получает возможность ознакомиться с содержанием кейса.

У ребят получили признание элективные курсы психологической направленности, которые охватывают разный возраст наших учеников, различные целевые группы. Эта идея возникла у слушателей Школы молодого банкира. Ребята, почувствовав недостаток психологических знаний, определили, какие направления им хотелось бы охватить в рамках предполагаемых профессий. Курс «Логика бизнеса» рассчитан на юных «банкиров» - учащихся 7-х классов. Составляя его, я размышляла, что может быть интересно нашим 13-летним, вспомнила себя и решила поиграть с ними во «взрослые игры», подобрала материал на развитие навыков межличностного общения, коммуникативной культуры, умение работать в команде. Занятия получились динамичные, со сменой разных форм и видов деятельности, материал, использованный на них, основан на тренинговых и ролевых играх. Все это увлекает наших семиклашек, интригует и направляет их творчество на решение поставленных задач. На элективном курсе «Этика бизнеса» ученики 10-11-х классов имеют возможность определить направленность будущей профессии через постановку жизненных целей. Знакомятся с этическими принципами в организациях, корпоративной этикой, принятой в современном профессиональном мире, обучаются навыкам демократического управления. Элективный курс «Управление конфликтом» помогает ребятам освоить способы разрешения конфликтов. Мы разбираем конфликтные ситуации, которые чаще всего возникают в общении с родными, друзьями, в коллективе. Ищем ту черту, которая есть в любой ссоре, чтобы понять, когда остановиться, не переступить, ведь часто оппонентами оказываются наши самые близкие.

Элективный курс «Бизнес-леди» рассчитан на девочек 9-11-х классов. Девочки знакомятся со способами построения карьеры, созданием собственного образа женщины-руководителя, проведением деловых приемов, публичных встреч.

Инновационные школы по определению признаются лидерами в развитии и реализации нововведений в образовательном процессе. Выбор стратегии деятельности образовательного учреждения учитывает не только общий уровень развития школы, но и профессионализм педагогического коллектива, его поддержку, желание развиваться. Понимая, что заинтересованность педагогов в профессиональном развитии обеспечивает успех развития школы, благодаря участию в национальном проекте в 2006 году нами была разработана система психолого-педагогического сопровождения учителя. Создание Центра психолого-педагогического сопровождения вызвано и рядом проблем, связанных с работой гимназии в инновационном режиме. Администрация гимназии столкнулась с сопротивлением педагогов, недостаточной мотивацией коллектива, боязнью освоения и использования новых форм работы, в частности, информационных технологий.

Понимая закономерность обозначенных проблем, мы предполагаем, что взаимодействие специалистов центра и учителей должно способствовать конструированию и реализации различных аспектов профессиональных взаимоотношений, эффективному взаимодействию всего педагогического коллектива с точки зрения равноценного и равноправного сотрудничества. Ключевые позиции психолога здесь - поддержка учителя в новой для его работы технологии, содействие, участие, включенность в педагогический процесс. Сопровождение рассматривается как осознанное, осторожное, обоснованное, четко рассчитанное, предсказуемое по результатам, измеряемое вмешательство в педагогический процесс педагога.

В основу идеи создания Центра психолого-педагогического сопровождения учителя легла мысль о том, что педагог определяет стиль жизни школы, влияет на формирование и развитие личности ребенка, отсюда следует, что изменения в системе школьных отношений, осуществление стратегии гимназии во многом будут зависеть от личностной активности учителя и непрерывного развития его личности.