За победами - упорный труд

Ирина Николаевна очень опытный и знающий учитель, творческий педагог, тонкий психолог, своей умной и самоотверженной работой она обеспечивает успех своим ученикам и с 2001 по 2005 год подготовила 33 медалиста. Как достижение педагога можно расценить тот факт, что большое количество учащихся 9-х и 11-х классов выбирают химию как предмет по выбору на экзаменах, хотя хорошо известно, что этот предмет труден и не очень любим учениками. Между тем в каждом выпуске Ирины Хачатрян есть учащиеся, успешно сдающие вступительные экзамены по химии в педагогические, технические, медицинские, фармацевтические, ветеринарные вузы и колледжи.

С 2000 года Хачатрян работает над методической темой школы «Личностно-ориентированное образование», выбрав для самообразования «Метод проектов как средство реализации личностно-ориентированного образования». Администрация школы и коллеги часто обращаются к ней за помощью при подготовке и проведении практических занятий по изучению проектной технологии.

Работа Ирины Хачатрян продолжается и во внеурочное время: тут и кружковая работа («Мир вокруг нас», «Химия вокруг нас», «Органическая химия»); и факультативные занятия по подготовке выпускников к вступительным экзаменам по химии в вузы; и работа над учебными проектами; и помощь учащимся в выполнении домашних заданий; и написание сценариев, и постановка спектаклей к урокам и внеурочным школьным мероприятиям. Ученики Ирины Николаевны принимают активное участие в школьных, муниципальных и окружных олимпиадах и конференциях, на которых неоднократно занимали призовые места.

Не секрет, что Ирина Хачатрян пишет стихи, в том числе и для своих уроков по химии. Наверное, это помогает ей выстраивать почти вдохновенные отношения с детьми и родителями, как классный руководитель, она выпустила уже три одиннадцатых и два девятых класса. На выходе из школы ученики и их родители заполняют анкеты, отвечая на разные вопросы, так вот всегда они отзываются об Ирине Николаевне очень хорошо, говорят, что она дает отличные знания, а отношения с ребятами строит на основе уважения и сотрудничества, создает атмосферу творчества на уроках и во внеурочной деятельности, добивается высоких результатов в воспитании и образовании детей, расширяя мировоззрение и развивая духовность своих учеников.

Вы спросите, для чего мы все это рассказываем? Чтобы вы поняли: только такой учитель, как Ирина Хачатрян, имеет право анализировать участие педагогов Москвы в нацпроекте «Образование» и делать некоторые выводы.

***

О педагогическом творчестве и его оценке

В 2001 году от одного из издательств я получила предложение подготовить к публикации сборник авторских педагогических разработок. Считая на тот период самым выразительным и наиболее ценным из личной педагогической «копилки» свои «химические вирши», я привезла в редакцию поэтические фрагменты уроков, сценарии и миниатюры «Театра науки», приложив к этому ходатайство учителей Ханты-Мансийского АО о публикации этих материалов. После долгой дискуссии в редакции была получена рекомендация о составлении конспектов тех уроков, в которых используются эти работы. Аналогичные рекомендации к публикации были получены впоследствии и от двух других педагогических издательств. Основной аргумент при этом состоял в том, что учителям нужно знать, где и как они смогут использовать такой материал, потому что (и это почти дословно) «в России мало творческих учителей».

Я не поверила, потому что за плечами был опыт общения с учителями своей школы и других школ Восточного округа, а также со многими участниками конкурса «Учитель года» Москвы и России. Неопровержимым подтверждением правомерности такого неверия стали в дальнейшем многочисленные уроки конкурса на муниципальном, окружном и городском уровнях, где я присутствовала в качестве эксперта или члена жюри. В этом же убедилась как эксперт конкурса «100 друзей» «Учительской газеты» и как член жюри ученических конкурсов, где практически за каждой работой ученика стоит Творческий Учитель!

Например, все учителя нашего ЦО №1927 ведут большую работу по подготовке учеников к участию в научно-практической конференции «Открытие», которая с 2001 года проводится ежегодно под руководством Елены Михайловны Левыкиной. Уровень подготовки работ столь высок, что и на окружных конференциях ученики нашей школы неоднократно занимали призовые места.

Если же говорить о наших профессиональных конкурсах, то это не только «Учитель года», но также проводящийся уже 2 года конкурс в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и конкурс на грант мэра Москвы, снискавшие в педагогической среде не меньшую популярность. Эти новые конкурсы, квоты на число победителей, в которых составляют по 394 места, предоставляют возможность гораздо большему числу учителей стать победителями, ощутить признание и вкус победы, подкрепленные значительной материальной поддержкой. Понятно, что очное и заочное участие в конкурсе - вещи принципиально разные. Тем ценнее разнообразие конкурсов, позволяющее проявиться учителям с различными направлениями многогранного педагогического творчества. При этом наиболее трудная задача совмещения требований двух конкурсов ложится на плечи учителей-конкурсантов «Учителя года Москвы», который проводится параллельно с конкурсом в рамках нацпроекта.

Итак, учителя России, принявшие участие в конкурсе «Приоритетный национальный проект «Образование» в 2007 году, с нетерпением ждали результатов. В августе список победителей был опубликован на сайте Министерства образования и науки РФ. При первом прочтении этого списка бросается в глаза безусловное преобладание в числе победителей учителей начальной школы, русского языка и литературы, математики, истории и обществознания, родных и иностранных языков. Понятно, что это прежде всего обусловлено различиями в годовой нагрузке на предмет и соответственно большим числом преподавателей этих предметов в каждой школе. Неудивительно поэтому, что значительно меньше число учителей других предметов, в частности, предметов естественно-научного цикла, принявших участие в нацпроекте.

Интерес к результатам участия в конкурсе учителей химии вывел меня на статистический анализ итогов нацпрокта за 2006 и 2007 годы по всем регионам России. Причем по Москве оказалось возможным подсчитать результативность участия в конкурсе учителей-предметников (% победителей от общего числа участников по предмету) благодаря наличию информации об их численности (без указания фамилий, номеров школ и округов). Всего в конкурсе 2006 года приняли участие 594, а 2007 года - 811 московских учителей. Причем в конкурсе в 2007 году помимо учителей, совмещающих преподавание таких предметов, как русский язык и литература, физика и астрономия, участвовали учителя, совмещающие преподавание других предметов. Это отражено в таблице, где в скобках указаны число победителей и результативность участия учителей-предметников с учетом такого совмещения.

Информация о победителях, соотнесенная с региональной квотой, позволяет также рассчитать долю учителей-предметников от общего числа победителей региона.

Что же касается результатов конкурса по другим регионам, то выявление учителей химии и расчет их доли в числе победителей каждого региона, позволили рассчитать этот показатель в среднем по России. Оказалось, что в числе победителей в 2006 и 2007 годах в целом по стране учителей химии вместе с учителями, совмещающими преподавание этого предмета с другими, - соответственно 639 и 593 человека (6,39% и 5,93% от общего числа победителей). Таким образом, московские учителя химии, выступив успешнее в 2007 году, превысили также средний показатель по доле учителей химии среди победителей нацпроекта России.

Поздравляю всех победителей профессиональных конкурсов 2007 года! Поздравляю всех учителей с Днем учителя! Новых достижений и достойной оценки вашего труда, дорогие коллеги!

Такая оценка всем нам необходима в первую очередь от наших учеников.

Пусть они влюбляются в наш предмет, стремятся к новым знаниям, побеждают в олимпиадах, интеллектуальных марафонах и конкурсах, успешно сдают экзамены, поступают в институты!

Пусть каждый из них в своем становлении стремится к Нравственности, Доброте и Чести - вырастает достойным Человеком! В этих свершениях - отражение и результат нашего Педагогического Труда, неотделимого от Творчества!

Ирина ХАЧАТРЯН, учитель химии