Коммуникативный характер обучения русскому языку, как отмечал академик Николай Шанский, должен осуществляться на основе тесной взаимосвязи урочных и внеурочных занятий.

Для лингвистического кружка характерна разноплановость тематики, разнородность материала, включаемого в одно занятие. Расширенный круг тематики для внеклассных занятий включает некоторые вопросы общего языкознания, международного значения русского языка, нового содержания языковой деятельности, культуры речи и речевого этикета.

Новое содержание языкового образования диктует необходимость руководителю кружка уточнять содержание кружковой работы с учетом требований ЕГЭ, вносить изменения в методику проведения занятий, модернизировать их.

На занятиях лингвистических кружков широко используется метод наблюдения над языковым явлением, над живой речью, над литературным материалом как программного, так и дополнительного характера. Школьники работают с различного рода справочными материалами, дидактическими пособиями, научно-популярной литературой.

Форма подачи материала может быть различной: в 5 - 6-х классах ведущими будут игры, основанные на лингвистических явлениях, вопросы занимательной грамматики, а также сообщения учителя или специально подготовленного ученика о жизни слова, языка; доклады самих учеников на лингвистические темы. В 7 - 9-х классах основное место в деятельности участников лингвистического объединения отводится сообщениям подростков по некоторым проблемам, например, о современной системе языка и ее составляющих, небольшие рефераты с экскурсом в историю фонетики, лексики, словообразования, морфемики, морфологии, синтаксиса и доклады о знакомстве с работой писателя над языком произведений, заметки о стилистических особенностях того или иного литературного произведения, жанра.

Что означает слово «сфера»? Из какого языка оно пришло? Ребятам необходимо назвать не меньше трех давно обрусевших слов. Слово пришло к нам из греческого, и обозначает оно поверхность шара; геометрическое место точек, одинаково удаленных от одной определенной точки - центра сферы. А примерами давно обрусевших слов могут стать - генетика, генерал, индивидуальный, клуб, никель, никотин, поэт, сувенир, тезис.

Дефис может соединять между собой части слов (обычно приставку или суффикс с остальной частью слова: по-новому смотреть, кто-то смутился), части сложных слов (диван-кровать) и разные слова в составе одного (Москва-река, пришел-таки). Что соединяет дефис в языковых единицах пол-лимона, пол-Москвы и подобных? Девчонкам и мальчишкам приходится аргументировать свое мнение. А ведь на самом деле единицы типа пол-лимона, пол-Москвы по сути являются словосочетаниями. Элемент пол- в подобных единицах тождествен по значению слову половина; ср.: пол-лимона и половина лимона, пол-Москвы и половина Москвы. В современном русском языке в слове половина выделяется корень половин-, усеченным вариантом которого является элемент пол-. Исходя из этого, можно предположить, что пол-лимона является либо сложным, либо сочетанием слов. Синтаксическая роль подобных единиц обнаруживает общие свойства именно со словосочетанием.

Еще можно попросить назвать глагол, в котором либо нет корня, либо он состоит из одной буквы. Таких в нашем языке немало: шла, обуть, вынуть.

Лингвистический кружок преследует серьезные дидактические цели. Подобная работа воспитывает мотивационную готовность к обучению, систематическое рассмотрение различных аспектов лингвистической теории и практики, повышает уровнь обученности по предмету и реализует адресный подход к ученикам воочию.

Александр ОРГ, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы Московского государственного областного университета