Началось все с работы детского научного общества любителей словесности, которое занимается изучением лингвистических особенностей произведений русских классиков. Например, одна из его работ - «Словарь архаизмов и историзмов в комедии Александра Грибоедова «Горе от ума» - теперь используется учителями как учебное пособие. Решив преобразить деятельность юных ученых, Морозова стала использовать ресурсы всемирной сети «Интернет» для поиска и отбора материала по темам исследований. Тогда, в далеком 2001-м, это был смелый поступок учителя, ведь образовательных сайтов было мало, а время, потраченное впустую, как известно, не вернешь...

И все же, преодолев в первую очередь свой страх перед компьютером и трудности, связанные с освоением Всемирной паутины, Галина Николаевна смогла сделать существенный прорыв в повышении интереса к работе своего общества - ведь тогда ученики даже не представляли, что интернет можно использовать не только для развлечения, но и для обучения.

Результатом работы научного общества стала богатая копилка учебных материалов по русскому языку и литературе, собранных старательными исследователями.

Но остановиться на этом талантливый учитель уже не мог: возможности компьютера несоизмеримо шире, чем обеспечение доступа в интернет для поиска необходимой информации и набор текста.

На помощь пришли мультимедийные ресурсы: интерактивные презентации, анимированные рисунки («флеш-графика»), видеофрагменты. Все это позволило найти ответы на насущные вопросы образовательного процесса: как сделать урок ярким и необычным? Как обеспечить наглядность материала, не превращая при этом стены кабинета в бесконечную и пеструю галерею стендов, схем и опорных конспектов? Как превратить учебное занятие в процесс сотворчества? Компьютер, мультимедийный проектор и настенный экран стали верными помощниками Галины Николаевны в нелегком труде воспитания и обучения подрастающей «компьютерной» молодежи.

Расширив таким образом возможности своего урока, нельзя было не задуматься о том, как поделиться своим опытом с коллегами, объединить разные классы, работающие по смежным темам на одном занятии. В 2006 году лицей стал базовым межшкольным центром в рамках проекта «Информатизация системы образования» и получил возможность направлять своих работников на курсы повышения компьютерной грамотности по направлениям «Новые информационные технологии» и «Педагог виртуальной образовательной среды» в региональном координационном центре, открытом на базе Института открытого образования Московского государственного областного университета.

Методика «погружения», применяемая при курсовой подготовке, позволила Морозовой с легкостью освоить основы сайтостроения, применения средств виртуальной образовательной среды (видеоконференцсвязь, социальные сервисы web 2.0, живой журнал). Получив возможность взаимодействовать с коллегами из других школ района и овладев технологией коллективного проектирования, Галина Николаевна расширила свое научное общество за счет привлечения учащихся из других школ города. Так родилась технология дистанционного коллективного проектирования в режиме on-line посредством программ Videport и Skype.

Уникальность технологии в том, что учащиеся, работающие в рамках одной темы, но располагающиеся в разных образовательных учреждениях, выбирают смежные направления и ведут самостоятельный научный поиск. Периодически (период определяется руководителем проекта) школьники встречаются в прямом эфире, общаясь посредством видеосвязи через интернет. Таким образом, для обсуждения промежуточных результатов исследования учащимся нет нужды уезжать из стен родной школы, а достаточно просто включить компьютер и выйти в виртуальное пространство.

В 2007 году лицей выиграл грант для организаций некоммерческой корпорации «Прожект Хармони Инк.» в рамках программы «Обучение для будущего» и, располагая призовым фондом, получил возможность проводить конкурсы учебно-исследовательских проектов своих учеников.

Один из таких конкурсов и был организован Галиной Морозовой в рамках Года русского языка. Мероприятие проходило в два этапа. На первом, подготовительном, участники, выбрав тему для научного проекта по одному из направлений: «Литературное краеведение», «Слов драгоценные клады» и «Кладовая народной мудрости», работали под руководством своих учителей и готовились представлять результаты исследования на научно-практической конференции. Консультации они могли получить через видеосвязь или по электронной почте.

В мае 2007 года на базе лицея состоялась конференция, на которой Галина Николаевна представила свой опыт применения современных информационных технологий, в том числе и интернет-технологий, в образовательном процессе. После пленарного заседания участникам конференции было предложено принять участие в обсуждении результатов работы молодых ученых, представленных в виде компьютерных инсталляций. Защита проходила в бурных дискуссиях, ведь представлены были серьезные работы по интересным для исследований темам: «История газеты «Наше слово» (Ирина Смирнова, Анна Михалева, Алена Ипатова, Игорь Пивоваров из гимназии №1 и их руководитель Светлана Захарова), «Литературный Воскресенск» (Мария Алексеева и ее руководитель Елена Рослякова из 4-й школы), «Этимология слов «прелестный», «обаятельный», «лов» (Татьяна Афанасьева и ее руководитель Елена Рослякова из школы №4), «Белозерские поэты» (Дмитрий Реутов и его руководитель Надежда Реутова из 18-й школы), «Молодежный сленг» (Дарья Алимкова и ее руководитель Ольга Алимкова из Золотовской школы), «Лингвистическая теория об истории зарождения географических названий Воскресенского района и о географических названиях как характеристике объекта и отражении его существенных признаков» (Ирина Пашкова и ее руководитель Надежда Бабенко из 12-й школы).

Из девятнадцати участников конкурса жюри, состоявшее из учителей информатики и русского языка и литературы, выбрало трех победителей. На районном празднике, посвященном Дню славянской культуры и письменности, из рук главы района Юрия Слепцова они получили ценные призы и признание сверстников.

Учить - значит направлять. И для Галины Морозовой нет дороже награды, чем благодарность учеников, которые доверились ей и смело следовали ее указаниям на тернистом и извилистом пути постижения великого русского языка.

Воскресенск