Древние говорили: «Мы никогда не сможем изменить направление ветра, но в нашей власти поставить нужные паруса». И такими парусами при решении социальных проблем студенческого коллектива Коломенского пединститута становятся инициативные проекты студенческого самоуправления.

Люди чаще всего болеют за то, что создают сами. Сумма ролей «студент» и «организатор проекта» повышает ответственность личности вдвойне. Человек чувствует себя частью команды и испытывает уважение к общему делу, к совместному труду разных людей, направляемых движением к достижению единой цели. Такие принципы становятся определяющими на жизненном пути того выпускника КГПИ, который прошел школу лидера в рамках студенческой организации.

Точкой отсчета в вопросе кадровой составляющей студенческого самоуправления служит идея о том, что каждый человек талантлив. Студенческое самоуправление дает возможность раскрыть личностный потенциал путем осуществления конкретной деятельности. В студенческом самоуправлении как лидер человек формируется на основе уже имеющихся у него природных задатков и способностей. Студенческое самоуправление способствует получению практического опыта, необходимого для дальнейшей социальной адаптации в условиях современного российского общества.

Духовно-нравственная ориентация разрабатываемых студентами программ и проектов основана на таких ценностях, как «человек», «жизнь», «общество», «семья», «познание», «труд», и ценностных отношениях «совесть», «справедливость», «любовь», «дружба», «гуманность».

Какой же он, выпускник КГПИ - участник студенческого самоуправления?

Целеустремленный. Большинство людей терпят неудачи в достижении своей мечты. Проблемы случаются не от недостатка способностей, а от недостатка целеустремленности. Целеустремленность непосредственно связана с социальной ответственностью. Для личности, стремящейся к реализации собственных инициатив по разрешению окружающих ее проблем, необходимо вырабатывать целый комплекс психологических навыков и умений, обладать технологиями целеполагания, уметь перспективно оценивать ситуацию, просчитывая ее от начальной до исходной точки реализации. Целеустремленность - это стартовая площадка, которая выступает базовым качеством для организации и функционирования любого социального проекта. Если у человека нет цели, значит, нет и направления и маршрута, по которому необходимо двигаться. Но участники студенческого самоуправления четко осознают, что цель возникает из проблемы, для выявления которой необходима кропотливая и тщательная работа по изучению потребностей окружающего их социума. В этой связи наиболее яркие примеры - это проекты социально-адаптационного направления - «Студенты - детям» и «Наркотики - жизнь без будущего!»

Деятельность студенческого самоуправления - это движение по пути, на котором нередко встречаются препятствия. Но, как говорится, дорогу осилит идущий, то есть уверенный в своем курсе человек. Иметь мечту и создавать условия для ее воплощения - это разные виды деятельности, а ведь не секрет, что порой каждому из нас не хватает уверенности, то есть веры в свои силы и в свою мечту. Девиз уверенного человека: «Если ты смог что-то придумать, то ты это сможешь сделать». Это основной фактор для достижения успеха личностью. Уверенность - качество, вырабатываемое самим человеком в ходе социально полезной деятельности на базе студенческого самоуправления. Представители студенческого актива - это наглядный пример, как человек от социальной роли исполнителя переходит на ступень организатора. Особенно это прослеживается в институтском клубе интеллектуальных игр, деятельности студенческого оргкомитета и в учебно-мотивационном проекте КГПИ «Лучшая группа».

При организации любого проекта важно знать и четко представлять себе его уже реализованным и быть уверенным в достижении своих целей. Но даже при наличии абсолютно ясной картинки желаемого, без обладания способностью легко устанавливать контакт с разными людьми посредством общения, добиться чего-либо весьма сложно. Развитию этого качества призвана способствовать межрегиональная социально-коммуникационная конкурсная программа для молодежи «Дружба. Любовь. Семья», в которой при желании участвуют студенты со всей России.

Кроме этого, данная программа призвана способствовать формированию социально-ролевой динамичности. Лидеры выступают в нескольких ролях, помогая другим в достижении поставленных целей. Только личности, способные привлечь внимание и вызвать заинтересованность, могут повести за собой. Найти правильное ролевое поведение - одна из составляющих успешного дела, в зависимости от направленности проекта, организационных его компонентов участникам студенческого самоуправления приходится взаимодействовать с людьми различных социальных групп и профессий. Данный факт проявляется в таких программах КГПИ, как конкурс социальной рекламы факультетов «ALMA MATER» и проект правового просвещения «Элементарно, Ватсон!»

У студентов, занимающихся социальным проектированием, развито чувство порядочности и отказ от политики двойных стандартов. Последнее раскрывается в соблюдении духовно-нравственных ориентиров не только при реализации проекта, но и в повседневной жизни, в общении с однокурсниками и друзьями. В противном случае страдает весь коллектив, а достигнутые результаты аннулируются, превращаясь в красивые декорации, не подкрепленные на практике пусть даже со стороны одного человека силой воли, твердостью и уверенностью в отстаивании пропагандируемых принципов.

Никогда никуда не спеши,

Будь спокоен телом

и делом,

Только бойся покоя души,

Сей покой тебя сделает

пеплом.

Организованность - самый необходимый фактор для успешной реализации задуманного, а рождает ее грамотное сочетание активности и стремления к чему-либо.

Самосовершенствование - процесс непрерывный. Это качество личности присуще каждому от рождения. Так должно быть, но бывает так не всегда. Самое важное - не останавливаться, даже когда добился желаемого.

Умение донести информацию, убедить, доказать, научить... Необходимость быть услышанным... Такие потребности возникают тогда, когда человеку необходимо самовыражение. Проектная деятельность позволяет реализовываться таким образом. Но только качество, данное от природы, способствует скорейшему достижению успеха. Это ораторское искусство. Пустое слово сыплется, как горох из решета, насыщенное поворачивается медленно, точно шар, наполненный ртутью.

Эрудированность - еще один важнейший шаг в огромный мир. На Славянском содружестве-2007 в Дагомысе делегация КГПИ представляла ряд проектов. И они заинтересовали других, в результате все больше друзей у коломенского института среди других российских вузов.

В КГПИ сегодня работают хорошие проекты. Благодаря проекту «Студенты - детям» создаются условия для социальной адаптации детей-сирот и восполняется нехватка внимания. Студенты проводят с детьми комплексные игры для развития коммуникативных навыков, вместе отмечают праздники. Отмечаются дни рождения, проводятся ознакомительные экскурсии по родному краю, вовсю идут диспуты и проходят «круглые столы». Ожидаемые результаты проекта - социальная адаптация, развитие и привлечение финансовой помощи для поддержки детских домов. При обработке творческих портретов первокурсников родился проект «NOTA BENE», ведь столько студентов оказываются людьми творческими, что стало ясно - необходимо течение, которое сможет охватить подобные порывы. И оно появилось. Как и многое-многое другое в пединституте.

Каждое качество необходимо человеку в той или иной степени. Сочетание же целеустремленности, уверенности, ролевого поведения, организованности, самосовершенствования, ораторского искусства, эрудированности, настойчивости делает из человека сильную личность. Способную побеждать. В 2007 году студенческое самоуправление КГПИ стало лауреатом первой степени в номинации «Лучшая модель студенческого самоуправления» в областном конкурсе «Студенческая весна».

Нина ЗАЙЦЕВА, студентка КГПИ