Лена, которой так нравилось работать вожатой в летнем оздоровительном лагере, к ней так тянулись дети, пошла учиться на бухгалтера... Катя, что еще в июне растерянно жаловалась, мол, не знает, куда поступить, теперь уверенно заявляет: «Буду юристом!» Разве этого она хотела и выбрала профессию по душе? Да нет! Всей родней «наскребли» нужную сумму, необходимую для оплаты за учебу, - вот и радуется девушка. Все теперь позади: экзамены, сомнения, разговоры в семье о финансах...

Для отчета - отличные итоги, поступления в вузы и ссузы! А если взглянуть глубже? Ну почему большинство школьников (и их родители) нацеливают себя непременно на вузы? И только! Будто это главная цель в жизни.

Раньше стремились с малых лет привить детям любовь и уважение к труду и ответственность к выбору профессии... Теперь этого нет. Я не раз рассказывала моим ребятам, почему я стала учителем. В восемь лет я усаживала кукол и зверюшек в кружок и играла с ними «в школу». Мама-учительница как бы невзначай поправляла мой командный тон и громкий голос, внушала, что тетрадки проверять следует тщательно, аккуратно.

Позже мама говорила мне и моим подругам не только о благородстве профессии учителя, но и о трудностях: «Пойдешь ли в кино, поедешь ли в гости, тебя всегда будут преследовать непроверенные тетради, еще не написанные планы». Я спрашивала: «А тебя же этот груз не раздавит?!» Мама, улыбаясь, отвечала: «Нет! Я все это люблю!» Я проверяю тетради и разговариваю то с Петей («Ай-ай-ай, Петя, как ты рассеян!»), то с Люсей («Вот умница, нет ошибок, хоть и болела!»).

...40 лет назад наша школа - одна из первых в области! - начала вести подготовку юношей к профессии шофера. Учителя и родители радовались. Ведь ребята, которым не дано учиться в вузе, почти сразу после школы могли устроиться на работу. Мы получали теплые письма от бывших выпускников из армии. Как им пригодилась профессия, полученная в школе! Многие юноши оставались жить в родном районе, создавали семьи, растили детей, которые шли учиться в родную школу.

В настоящее время школа продолжает готовить шоферов, но они сразу садятся в легковушки. Какой социальный заказ имеет школа сейчас? Мальчишки в 4-м классе на вопрос, кем они хотят быть, ответили - телохранителями, бизнесменами. А двое даже написали: «Киллерами...»

Почему я пишу об этом? Не только потому, что беспокоит судьба выпускников, и уж так хочется подтолкнуть их к рабочим профессиям.

Беспокоит судьба страны, в которой живут наши дети и внуки. Хотя в СМИ все чаще звучат слова о том, что мы на подъеме... А за счет чего? Не за счет же производства и сельского хозяйства. Район, в котором я живу, всегда был сельскохозяйственным, колхозы и совхозы занимались и земледелием, и животноводством. Наши выпускники работали полеводами, агрономами, механизаторами - здесь, в родном краю. ...Сейчас не слышно по весне шума тракторов, осенью - веселого рева машин, вывозящих с полей урожай зерна. И в самом городке обувная фабрика имела около 300 рабочих мест, две строительные организации возводили жилые дома, «Сельхозтехника» обслуживала весь район... Сколько было прекрасных инженеров, толковых рабочих в городе! А сегодня появился новый тип личности - «рыночный человек». Как он необаятелен! Готов заниматься неинтересным, даже неприятным делом - лишь бы за это хорошо платили!

Ежегодно у нас в школе успешно проходят педагогическую практику студенты Черняховского педагогического колледжа и Калининградского университета имени Канта. Мы общаемся с ними и сожалеем, что не придут ведь в школу. Хоть и повышают понемногу зарплату, но при такой объемной, непрестижной и ответственной работе ее не хватает. Ни на жизнь, ни на отдых, ни на путешествия.

В связи с принятием закона об обязательном среднем образовании проблем в школе значительно прибавится. Родители и раньше-то подчеркивали, что школа должна любыми способами заставлять учиться всех. Вспоминаю нашего ленивого, вальяжного Толю, которому не следовало идти в 10-й класс. Учился без желания, пропускал занятия, не выполнял домашних заданий. Но мама скомандовала властно: «Учите! На то вы и учителя!»

А потом мама легко устроила его в платное учебное заведение в Калининграде.

То, что сегодня получить высшее образование (а то и два-три) возможность имеют практически все, кто располагает необходимыми материальными ресурсами, это и есть ваш показатель доступности образования?

А в результате? Мы будем иметь то, что имеем: «Какое у него образование?» - «Да так себе, высшее...»

Нет ничего страшнее, чем жить в обществе, где людей лечат троечники, самолеты водят такие же недоучки, дома строят люди, не научившиеся получать от своей работы удовольствие.

Нина КОЗЛОВСКАЯ, учитель, Правдинск, Калининградская область