Братство «пеликана»

Живой звук

Разноцветные шарики, яркая, праздничная одежда, улыбки. В 37-ю череповецкую школу пришел праздник. Директор Дмитрий Кузьмин до сих пор сосредоточен - последние месяцы подготовки к всероссийскому финалу выдались нелегкими. Зато теперь он может с чистой совестью сказать: «Надеюсь, что дни, которые вы проведете в нашей школе, запомнятся надолго». Поливалентный зал заполняется конкурсантами, целой армией предметных судей, журналистами и местными учителями. Сегодня все для финалистов - и выступления почетных гостей, и мастер-класс Андрея Успенского, учителя года России-2006, благодаря которому конкурс пришел на Вологодскую землю, и телемост с мэрией Череповца. Телемост тоже можно считать мастер-классом - перед началом испытаний конкурсантам не повредит посмотреть, как профессионалы используют информационно-коммуникационные технологии. Глава Череповца Олег Кувшинников волнуется - не каждый день беседуешь с цветом педагогики России, да еще с помощью новейших технологий. Олег Александрович благодарит учителей за поддержку череповецкой команды - накануне «пеликаны» были на хоккее, и результат игры для хозяев оказался самым благоприятным.

Телемост выводит на большой экран девочек из Женской гуманитарной гимназии, затем председателя городской Думы педагога Александру Баданину. Самое поразительное - качество звука и изображения. Оказывается, медиатрансляция позволяет демонстрировать и презентацию, которую показывает докладчик, и самого докладчика и выводить звук более высокого качества, чем в процессе видеотрансляции через видеокамеры.

Кстати, через несколько дней 37-я школа города Череповца стала «цифровой». Виртуальные подписи на виртуальном свидетельстве поставили министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев и директор школы Дмитрий Кузьмин.

Открытие состоялось во Дворце культуры металлургов Череповецкого металлургического комбината ОАО «Северсталь». Был показан замечательный концерт. Звучали приветствия гостям от хозяев. На сцене появились учитель года

России-2006 Андрей Успенский, первый заместитель губернатора Вологодской области Иван Поздняков, директор социально-бытового комплекса Череповецкого металлургического комбината ОАО «Северсталь» Михаил Ставроцкий. А губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев пожелал удачи с экрана.

Учитель - это матрешка

«Визитная карточка» - не главное задание на конкурсе, но, увы, за него ставят баллы. А как хочется стартовать с хорошими результатами! Рассказать о себе так, чтобы за десять минут жюри, коллеги поняли, кто стоит перед ними на сцене, оценили по достоинству. О чем же говорить, чтобы впечатление было ярким, сильным, крепким? Самый популярный сюжет для «визитки» - «моя биография»: родился, учился, женился, вот моя школа, мои ученики, вот мы на уроке, а здесь во время экспедиции, а это моя семья, любимая жена и дети. Редко когда такие презентации привлекают внимание и запоминаются. Одно из счастливых исключений - выступление учителя истории и обществознания из Северной Осетии - Алании Ларисы Газаловой. Она показывала на большом мультимедийном экране видеосюжеты и комментировала кадры - очень просто и искренне, словно для друзей, которых знает сто лет: «Это я провожу урок для школьных учителей из Франции. С французскими женщинами играю в вокально-инструментальном ансамбле. А это я танцую с французским мужчиной...» Улыбки, смех в зале. Другой сюжет: «Выпускной вечер. Меня возводят в ранг ангела. Смотрите, какие у них счастливые лица. Я одна печальна, скорее озабочена».

Юрий Соркин, «англичанин» из Ямало-Ненецкого автономного округа, кажется, тоже исключительно биографические факты приводил, но выбрал форму исповеди. Тут был и юмор, и точные образы, как в романе. И трагедия: «Я родился два раза. Первый раз - как все, в роддоме. Второй 14 августа 1996 года. Я приехал к родным в Чечню. В дом попал артиллерийский снаряд, родственники погибли, а я остался жить. Задаю себе вопрос: почему так получилось? Может быть, затем, чтобы я увидел глаза своей внучки? Или чтобы получить эсэмэску от своих учеников здесь, на конкурсе?» Юрий Соркин прочитал на экране мобильного сообщение: «Мы очень скучаем. Английский без вас - ужас. Возвращайтесь скорее, удачи! Ваш 11-й «Л». И снова шутка, вернее - мечта: «Мне снится, что я открываю «Учительскую газету», а там приказ министра образования: запретить оценивать работу учителя по оценкам учеников. Так не хотелось просыпаться!»

Беспроигрышный способ привлечь к себе внимание - «блеснуть талантом, словно бриллиантом», как поется в одной популярной телевизионной передаче. Конкурсанты - практически профессиональные музыканты, певцы, танцоры. Елена Беляева, учитель английского языка из Белгорода, исполнила задушевный романс «Не уезжай ты, мой голубчик». Полный страсти испанский танец Елены Изотовой, учителя биологии из Петрозаводска, заставил всех выпрямить спины и начать приплясывать.

Еще один жанр для рассказа о своем мире, своих увлечениях конкурсанты создали прямо во время «Учителя года России». Создали не случайно, вдохновленные знакомством со своими коллегами, очарованные талантами новых друзей, которых каждому учителю подарил конкурс. Филолог из Республики Бурятия Наталья Митряева везла на конкурс вполне традиционную «визитку», но техника отказала, диск не открылся. И Наталья за одну ночь придумала новую тему - она рассказала о конкурентах. То есть о людях, которые должны были стать ее конкурентами на конкурсе. Но не стали... «Айрат - наша совесть. Я такая же, как Айрат, я стараюсь жить по совести» - это об историке Айрате Савине из Чувашии. «Три мужчины: Дима - мозг, Иса - сердце, Рома - философия» - это о Дмитрии Кирсанове, историке из Республики Хакасия, Исе Алиеве, историке из Чеченской Республики, и Романе Наливкине, информатике из Воронежской области. «Это мы, такие разные и такие одинаковые».

Настоящую оду всем конкурсантам создал сам Иса Алиев. Он признался: наблюдая за выступлениями коллег, вычеркивал в блокноте задумки к собственной «визитке». Так как чеченскому историку выпало выступать последним, он в конце концов вычеркнул все пункты... А узнавая себя в каждой презентации, понял: «Все в этой жизни не случайно. Мы одинаковые. И мы дополняем друг друга». Так на сцене появились фигурки из матрешки, а потом коллега Исы Кутузовича собрала их в одну игрушку и подняла над головой. «Выше, - попросил Иса. - Матрешка - это учитель, и никто ему не будет завидовать!»

Одолжи почерк!

Защита опыта и открытый урок - «момент истины» для конкурсантов. Только здесь и сейчас, в классе с незнакомыми детьми ты можешь показать, какой ты учитель, какими педагогическими технологиями, авторскими методиками владеешь, умеешь ли находить общий язык с детьми. Два конкурсных задания тесно связаны между собой. Не просто хороший тон, но необходимое условие для каждого финалиста: то, о чем рассказано в теории во время представления опыта, должно быть обязательно подкреплено на практике во время урока.

А что главное на уроке? На этот вопрос каждый конкурсант ответит по-своему, у жюри будет другой вариант, дети скажут о своем. А еще есть официальные критерии... Для меня, наблюдателя с многолетним стажем, хороший урок - это занятие, на котором учителю удалось найти общий язык с детьми, разговорить их, навести на настоящие открытия. Так прошел открытый урок Сергея Маринченко, учителя мировой художественной культуры из Ростовской области. Он начал с того, что заявил: «Договоримся: на уроке правы все». То есть неправильных ответов не бывает. И пошла работа: учитель спрашивает - ученики отвечают. Интересно всем. Дети и педагог говорят о сюрреализме. Нет, не записывают определение, выводят сами, опираясь на свои знания и цитаты известных живописцев. Дальше - разбор картины Сальвадора Дали «Пылающий жираф». Необходимо понять замысел автора. Эта на первый взгляд сложная задача оказывается проще, если учитель незаметно дает ребятам канву для рассуждений, если умеет задавать вопросы и терпеливо выслушивать ответы, не позволяя себе подсказок! Сергей Владимирович осторожно «подбрасывает» в костер рассуждений дополнительные материалы - вот фотография настоящего жирафа, термины из теории литературы... В финале урока ребята искренне соглашаются: понять сюрреалистов можно. Им так понравилось отвечать на вопросы, что едва Сергей Маринченко произносит: «Для чего пишется произведение искусства?», как мальчик выпаливает: «Выразить себя!»

Братство живо. Оно в вопросе, обращенном к коллеге при встрече: «Ну как, дал?» Расшифровываю: «Как прошел урок, как задумано или что-то не получилось?..» Оно в надписи красивым почерком на доске, которую Роман Наливкин делает под диктовку Исы Алиева перед уроком чеченского историка (ну как быть, если почерк плохой?). Братство коснулось учителей 37-й школы, которые никого не пускали в кабинет, если открытый урок уже начался. Чтобы конкурсант не волновался. Череповецкие педагоги тоже смотрят уроки, чему-то учатся, а оценки у них - восторженные: «Конкурс - это феерия, учителя великолепны».

Пластилиновая победа

Таксист расспрашивает: «Что сегодня за праздник?» Я рассказываю: «В вашем городе проходит финал конкурса «Учитель года». Объясняю, что сегодня из всех финалистов отберут пятнадцать призеров, потом из них выделят еще пять, а учителя года назовут 4 октября в Москве в Колонном зале, ему вручат Хрустального пеликана. «Наверное, для них не главное - получить Хрустального пеликана. Главное, наверное, признание», - размышляет таксист. Пораженная мудростью водителя, я молчу. Трудно с этим спорить.

Ну а для самих конкурсантов день почти грустный. Ведь до него по конкурсу они шли дружной командой. И вот теперь братство распадется, появятся первые короли и королевы. Как себя будут чувствовать остальные? В зале Дворца культуры «Аммофос» выступают почетные гости - консультант Федерального агентства по образованию Нина Свешникова, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова, главный специалист ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ Елена Елшина, начальник Управления образования Череповца Николай Печников. Директор 37-й череповецкой школы передает флаг «Учитель года» хозяйке базы второго тура - директору ДК «Аммофос» Евгении Морозовой. И, наконец, на мультимедийном экране появляются долгожданные лица и имена. Сюрприз первого тура: в «пятнашке» шесть «иностранцев». Из них пять учителей английского языка - Юрий Соркин из Ямало-Ненецкого автономного округа, Инна Слободянюк из Амурской области, Жанна Курченкова из Новосибирска, Юлия Варламова из Удмуртии, Елена Беляева из Белгорода, одна «француженка» - Татьяна Быкова из Самары. Повод для конкуренции: два математика из двух столиц - москвичка Анна Мехед и питерский учитель Дмитрий Гущин. Из самой многочисленной предметной группы - филологической - вышли всего трое: Анастасия Комарова из Мурманска, Марина Мельникова из Рыбинска Ярославской области, Анна Антоневич из Иванова. В число лауреатов вошли: один химик - Алексей Волков из Липецка, один географ - Валерий Конышев из села Степное Омской области. И наконец, во втором туре в этом году оказались преподаватель ОБЖ Евгений Вирячев из Вологды, учитель МХК из Волгодонска Ростовской области Сергей Маринченко. В «пятнашку» не попал ни один из одиннадцати историков, ни один из семи информатиков. Почему? На этот вопрос пытались дать ответы предметные жюри во время традиционного «Открытого разговора». Об этом громко говорили на совещании региональные организаторы конкурса. Кто-то считает, что конкурсантов слабо подготовили дома, другие пеняют на несовершенные конкурсные правила, согласно которым не существует квоты для предметных номинаций... Разговор большой и сложный. И мы на страницах «УГ» обязательно к нему вернемся.

А пока о конкурсантах. Большинство из них очень переживали за Ису Алимова, который не попал в «пятнашку». Преподаватель Новотерской средней школы полюбился всем - своей открытостью, добротой, умением дружить, помогать всем и каждому, удивительным обаянием. И ему досталась награда - «Приз симпатий детского пресс-центра». «Самая главная в моей жизни», - признался Иса.

Нет, братство не распалось. Во многом благодаря мудрой идее организаторов - устроить в этот день КВН для трех команд - «Хрустальный пеликан» (межрегиональный клуб «Учитель года»), «Пластилиновый пеликан» (участники конкурса 2007 года), «Морозный пеликан» (областной клуб лауреатов и победителей конкурса). Немаловажно, что в чрезвычайно острой конкурентной борьбе победу одержали «пластилиновые».

Недетские задачки

На следующий день начались мастер-классы. Чтобы рассказывать обо всех уроках для взрослых - не хватит газеты, а потому остановлюсь на тех занятиях, в которых мне посчастливилось принять участие.

Не все конкурсанты сумели отразить на своих уроках и мастер-классах сквозную тему конкурса: «2007-й - Год русского языка». А вот Анастасии Комаровой, филологу из Мурманска, удалось легко и изящно продемонстрировать не только свое мастерство как предметника, но и вывести своих учеников и зрителей на очень важный разговор о культуре речи. Импровизированный класс учился выбирать правильное ударение с помощью ассоциаций, песен, рифмовок. И, конечно, орфоэпического словаря. Хитом дня стала песня «Он звонит, она звонит...». А у меня в памяти сохранилась рифмовка: «Фекла - свекла».

Иногда мы должны выбирать между жизнью и смертью. Совсем недетские задачки пришлось решать во время мастер-класса преподавателя основ безопасности жизнедеятельности из Вологды Евгения Вирячева. Конечно, даже ОБЖ не дает гарантии на спасение, но зато можно научиться оперативно реагировать, моделируя различные ЧП. Здорово, если навык «всплывет» в экстремальной ситуации.

«Француженка» из Самары Татьяна Быкова играла с залом. В два притопа и три прихлопа Татьяна научила всех обиходным фразам французского языка. Конкурсанты весь вечер изредка напевали, приплясывая: «Комон са ва? Комон са ва?..». Татьяна давала каждому слову свое образное объяснение. Например, слово «бонжур» состоит из колокольчика и журчащего ручейка, а графическое изображение слова «оревуар» - лесенка. Ну как забудешь такой урок? Кстати, Татьяна Быкова получила специальный приз от ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ. На закрытии председатель ЦК Галина Меркулова вручила ей путевку во Францию.

Не знаю, как бы прошли мастер-классы без взаимной поддержки конкурсантов. Не прошедшие в «пятнашку» учителя шли на сцену и принимали участие в уроках, старались, подыгрывали, волновались за тех, кому повезло больше. А обиды... остались в подушке.

У меня есть крылья

«Пятнашка» прочитала лекции, поучаствовала в дебатах, посвященных проблеме внедрения ИКТ в образование и русскому языку. Подошло закрытие. И хотя конкурс длился довольно долго, вдруг показалось - слишком стремительный финал. Неужели уже скоро расставаться с друзьями?

Церемония награждения «пятерки» прошла во Дворце культуры металлургов. Вели ее очаровательная ведущая программы «Вести-Москва» Екатерина Григорова и учитель года России-2006 Андрей Успенский.

Теплые слова о «пеликанах» говорили звезды первой величины - министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев. А генеральный директор ОАО «Северсталь» Алексей Мордашов не только поздравил учителей, но и подарил каждому финалисту сказочный подарок - современный ноутбук!

Честь открыть первую «капсулу» с именем победителя конкурса «Учитель года России-2007» досталась мэру Череповца Олегу Кувшинникову и генеральному директору компании «Полимедиа» Елене Новиковой. На бумажном самолетике, спрятанном в капсуле, было написано: «Анастасия Комарова». Филолог из Мурманска точно знает: «Учитель учит открывать новое в необычном и обыденном. Это человек, который всегда рядом».

Первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова и победитель конкурса «Как я вижу пеликана» школьник Андрей Горовой вызвали на сцену Сергея Маринченко, учителя МХК из Ростовской области, который обратился ко всем конкурсантам: «Теперь у меня есть крылья. Ребята, полетели вместе!»

Имя Анны Мехед назвали исполнительный директор Фонда поддержки российского учительства Сергей Сафронов и председатель Профсоюза работников народного образования и науки РФ Галина Меркулова. Учитель математики из Москвы поделилась открытием: «Я всегда знала, что наше учительское сообщество творческое, но только здесь поняла, что оно государствообразующее».

Следующий победитель - Марина Мельникова, филолог из Ярославской области. Марина призналась, что хочет снова войти в класс и начать урок. Вскрывшие капсулу с именем победителя учитель года России-1992 Артур Заруба и учитель года России-1993 Олег Парамонов выступили с мини-представлениями. Олег Геннадьевич читал собственные стихи. А Артур Викторович вместе с Андреем Успенским составили замечательный дуэт - свирель и банджо.

Пятого звездного пеликана взялся представить не кто-нибудь, а сам... Дед Мороз. Ведь резиденция российского Дедушки расположена в Великом Устюге Вологодской области. «Возможность участвовать в конкурсе выпадает раз в жизни», - посетовал Дмитрий Гущин, математик из Санкт-Петербурга.

Следующий день, воскресенье, финалисты провели на экскурсии по Вологодской области. В понедельник сели в поезд. Во вторник уже гуляли по Москве. Началась работа для «пятерки» - победителей ждут новые испытания на пути к большому Хрустальному пеликану.

А может быть, не так и важно, кому достанется призовая хрустальная птица? Ведь дружбу пеликаньего братства уже не разбить. Им предстоят совместные проекты, обмен опытом, встречи во время слетов и на страницах «УГ». Хотя, конечно, интересно, кто возглавит эту крепкую стаю.

Анатолий МЕДВИДЬ (фото)

Череповец, Вологодская область

  • «Пятнашка» и детский пресс-центр на сцене ДК «Аммофос»

  • Губернатор Вологодской области Вячеслав ПОЗГАЛЕВ, министр образования и науки РФ Андрей ФУРСЕНКО, ректор МГУ Виктор САДОВНИЧИЙ результатами конкурса довольны

  • «Пятерка» победителей на пресс-конференции