- Принцип государственно-общественного управления заложен в Законе РФ «Об образовании». Попечительские и управляющие советы, общественные фонды существуют в 70 процентах школ области, а в Новосибирске - во всех школах. Но реально действующих, наделенных серьезными полномочиями общественных советов, увы, не так много.

Надо иметь в виду, что основными партнерами и участниками государственно-общественного управления являются родители. И в этом плане традиционная закрытость школы по отношению к родительскому сообществу тормозит развитие соуправления. Когда-то учителю как главному носителю образованности был обеспечен в обществе авансированный авторитет. Но сегодня образовательный монополизм школы ограничен как величайшим разнообразием источников информации, так и высоким уровнем образованности родителей. Наступило время, когда уже школа и педагог должны быть благодарны родителям за то, что именно к ним они привели учиться своего ребенка.

- Владимир Викторович, в чем вы видите развитие общественных институтов управления образованием?

- Практически в каждой школе сегодня есть какое-то объединение. Это может быть общественный совет, совет школы, попечительский совет, можно создавать мобильные общественные группы экспертов для оценки предлагаемых реформ. Представители школьных советов могут входить в советы района, города, региона. Родители, у которых есть вопросы, предложения или проблемы, должны иметь возможность обратиться в любую из этих общественных структур, стать ее членами, то есть реально влиять на происходящие в образовании процессы.

- Вы уверены, что эту идею удастся осуществить?

- Надо, чтобы удалось. Давайте вспомним, какое сопротивление поначалу вызвал ЕГЭ. Мы решили, что нужен принцип добровольности, в таких вещах нельзя рубить сплеча. То, как ребенок сдает выпускные экзамены, каким образом это влияет на его будущее, волнует каждого родителя, каждую семью, каждого воспитателя детского дома или приемных родителей. Поэтому мы стали вводить ЕГЭ постепенно. Сейчас люди привыкли к этой идее. Так и с общественными советами. Важен принцип добровольности, постепенности.

В области 1147 школ, каждая имеет право выбирать свою форму организации общественного управления. Мы не собираемся жестко регламентировать эту деятельность. Готовим документы, но они носят исключительно рекомендательный характер. Например, мы считаем: если при образовательном учреждении существует какой-либо совет, то в него обязательно должны входить люди извне: представители общественных организаций, ученые, рабочие.

- Вы можете привести примеры плодотворного сотрудничества общественности и системы образования?

- Конечно. Взять хотя бы процедуру отбора лучших школ области на получение миллионного гранта в рамках ПНПО. В прошлом году такой грант получили 54 школы: 33 сельские и 21 городская. Проводилась независимая экспертиза, без чиновников. Представители общественности изучали присланные школами материалы и решали, кто достоин награды. В каждую группу входили пять экспертов, они работали независимо друг от друга, потом их оценки суммировались и выводилось среднее арифметическое. При этом, если расхождение между мнениями экспертов было больше двадцати баллов, мы передавали материалы другой группе, также из пяти человек. Иными словами, всегда можно найти разумный баланс, помочь скоординировать работу общественных институтов управления образованием.

- Что дает региону победа в конкурсе ПНПО?

- Дополнительное финансирование - 230-250 миллионов рублей ежегодно в течение трех лет. Это существенное дополнение к выделяемым бюджетом области средствам.

- Владимир Викторович, а как вы готовите учителей к новому конкурсу?

- Ведем комплексную работу по районам. На сайте Новосибирской общеобразовательной сети www.websib.ru регулярно помещаем новости, разъяснения, документы. Постоянно идет общение, в том числе через виртуальные форумы.

Новосибирск