Мария Подлесных училась в сергиево-посадской школе. В ней же она сейчас и преподает. 24-я школа ее детства сменила вывеску на лицейскую и стала современной. Но кое-что в ней осталось неизменным. Жизнь небольшого поселка, расположенного в живописном лесном уголке Сергиева Посада и отличающегося названием от самого города только циферкой «6», проходит в атмосфере дружеских связей, которые складываются с рождения и сохраняются до конца. Здесь влюбляются в соседку и женятся на ней, зная о милой привычке заправлять за ухо выбившуюся прядку волос в момент волнения и манере грызть кончик карандаша в раздумьях над задачкой по физике. Здесь вместе ходят в садик, учатся, работают. Здесь не чувствуют искушения заменить все это суетливой мишурой иллюзорных достижений, отдавая долг законам чести.

Мама Марии Михайловны тоже педагог. Вырастила троих. У Марии Михайловны сын один, Дима. Он студент 6-го курса МФТИ. Когда-то полюбить физику и астрономию ему помог Михаил Гаврилов, который на подготовительных занятиях к олимпиадам, по воспоминаниям Димы, с упоением делился с ребятами тайнами мироздания. Заражаясь его воодушевлением, юные Ландау и Капицы рвались на интеллектуальные состязания испытать свои силы. «Может, не надо?!» - испуганно вопрошали родители, для которых отправить своих чад за тридевять земель всегда боязно. «Ничего страшного с вашими умненькими детьми не произойдет, зато они поймут, чего реально стоят», - вразумлял их директор школы Василий Рогожа. Подлесных до сих пор благодарна ему за ту моральную поддержку, благодаря которой ее Дима сумел реализовать свой интеллектуальный потенциал. Теперь же он и сам помогает ученикам лицея встать на нелегкий путь олимпиадных свершений.

Василий Андреевич завоевал авторитет в школе сразу, как только появился в ней в качестве руководителя. И не только прозорливыми советами и грамотными административными решениями. Уважение коллектива снискала прежде всего его человечность. На дворе 90-е годы. Нестабильность, пустые прилавки, задержки зарплат. Мария Михайловна, как и многие-многие другие, растит ребенка самостоятельно. По сусекам скреби не скреби - результат плачевный, из него и колобка не вылепишь. Каково же было удивление педагога, когда новый директор привез ей мешок картошки: «Не обидьте, возьмите!» Говорит Мария Михайловна, что по сей день ощущает вкус этого столь своевременного подарка.

Подлесных привыкла заботиться о других, а когда на помощь приходят к ней, ее это удивляет. Но в то же время невероятно трогает. И она считает, что счастливейший она человек на свете, раз попадаются ей сплошь прекрасные люди. Тот же Рогожа, готовый всегда подставить плечо и принимающий все ее идеи, родители школьников, которые понимают, что воспитание - дело общее, и посильно участвуют и в радостных празднествах, экскурсиях и линейках, и в будничных хлопотах учебного процесса.

Работа педагогического коллектива лицея №24 направлена на реализацию программы развития: «Современные технологии развивающего обучения, способствующие самоопределению учащихся и укреплению их здоровья» в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Все предметные кафедры работают по внедрению, распространению новых образовательных технологий, создающих условия для развития способностей лицеистов по применению различных форм, методов и приемов обучения. Мария Михайловна считает, что учителя так активно включились в работу по внедрению мультимедийных технологий благодаря ярким рассказам о возможностях информатики преподавателя этого предмета Людмилы Ткаченко. Сейчас Людмилу Андреевну переманили в индустриальный институт, но зернышки любопытства, посаженные ею, дали удивительные всходы. Использование ИКТ позволило добиться высокого качества знаний, и этим качеством 24-й по праву гордится. А Раиса Палагина, привлекая мощные ресурсы методического межшкольного центра, поддерживающего уровень педагогической квалификации на должном уровне, будит в девчонках и мальчишках, уверенных в своей глубочайшей осведомленности в данном вопросе, жажду побеждать на олимпиадах по информатике.

С 8-го класса в лицее №24 осуществляется предпрофильная подготовка и профильное обучение ребят по трем направлениям: физико-математическому, гуманитарному, медико-биологическому. Лицей сотрудничает на договорной основе с Московским государственным техническим университетом имени Баумана, Российским государственным медицинским университетом, Московским государственным областным университетом. Преподаватели вузов проводят консультации для учителей, совместные заседания кафедр и методических объединений, оказывают содействие в обеспечении учащихся и учителей методическими пособиями, справочной и другой дополнительной литературой по профильным предметам в целях более полного использования научного потенциала для развития лицейской системы образования и повышения квалификации.

Подлесных не единственная победительница нацпроекта в лицее. В этом году признали работу учителей математики Раисы Титовой и Надежды Конобеевой, литератора Нины Масякиной. Конкурс президента в прошлом году выиграла учитель русского языка и литературы Валентина Тагасова.

Сегодня лицей снискал право носить имя Героя Советского Союза Александра Корявина. Ефрейтор Корявин погиб 23 мая 1985 года в Афганистане, он закрыл своей грудью командира. В память об этом подвиге в Сергиевом Посаде-6 у входа в 24-й воздвигли мемориал. Мать Александра Евдокия Ивановна часто приходит к лицеистам, рассказывает им о сыне и его друзьях, о том, что героями становятся не случайно, для доблести требуется огромная работа души. И ей отрадно, что в этой школе воспитанию нравственных устоев по-прежнему придают самое важное значение.

К Подлесных приводят своих малышей бывшие ее ученики. Она помнит каждого и ищет их продолжение в детях. Только что выпустила класс, взяла первоклашек. Вновь она дарит им чудо познания, вновь учит дорожить окружающим миром, помогает усвоить привычку не бояться высказать свое мнение в любых обстоятельствах и приучает пить кислородный коктейль. И скучает по тем, кто, став пятиклассниками, упорхнул из ее уютного класса, унося, как обычно, частичку ее души.

Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)

Сергиев Посад, Московская область

«Учительская газета» поздравляет лицей №24 Сергиева Посада-6 с его 60-летием!

О себе и о любимой газете

- Мария Михайловна, а что вам помогает быть хорошим учителем?

- Я всегда стремлюсь узнать больше, вникнуть глубже. И мне это удается во многом благодаря «Учительской газете». Я нахожу на ее страницах интересные разработки уроков, которые могу так или иначе интерпретировать для себя. Просматриваю методическую кухню, выискивая сюжеты для встреч с моими первоклашками, внимательно изучаю возможности новинок информационно-коммуникационных технологий, прикидываю, как лучше их применить на своих занятиях, интересуюсь всеми публикациями, связанными со здоровьесбережением. А мой Дима всегда выпрашивает у меня газету, чтобы посмотреть, что пишут про олимпиадников, выискивает знакомые фамилии, а так как у него в этой среде круг общения широк, всегда находит. Радуется за победы друзей невероятно!

Мне же победить в конкурсе нацпроекта ни за что не удалось бы, если бы не замечательные люди, которые поддержали меня, поверили в возможности нашей совместной работы. Помогло доброе напутственное слово директора лицея Василия Андреевича, он так печется о каждом своем учителе, обо всем происходящем в лицее! Завуч Ирина Гнездилова в информационных картах проверила не только каждое слово, каждую запятую и точку, советовала, как лучше написать. Она очень требовательный, но такой внимательный человек! Низкий поклон за семинары, творческие лаборатории душевнейшей Ольге Дроздовой, которая отвечает за работу с учителями начальных классов в учебно-методическом центре образования Сергиева Посада. Без отзывчивости окружающих победа невозможна, это не личное достижение, а показатель благоприятного климата в коллективе.

А «Учительской газете» мне хочется пожелать всегда быть интересной, такой же нужной нам - педагогам, родителям, детям, как сейчас!

  • Школа стала современной, но сумела сохранить традиции