Сегодня роль учителя в обществе становится более значимой, поэтому принципиально меняются требования к его работе. Если раньше преподаватель был носителем знаний, то теперь в большей степени от него требуются методические навыки. Сейчас хороший учитель - тот, кто может научить ребят ориентироваться не только в учебнике или на просторах интернета, но и формирует умение человека учиться в течение всей жизни.

Сегодня качество труда педагога измеряется не только количеством хороших и отличных оценок в дневниках, а компетентностью, конкурентоспособностью и востребованностью выпускников в жизни, и оценки, которые выставляет молодому человеку жизнь, он по праву делит со своими учителями. Это повод и для гордости, и для размышлений.

Очень многое показал приоритетный национальный проект «Образование», который за два года стал для граждан России общим делом. Открытость образования к внешним запросам, контроль со стороны экономики и общества, ставка на лидеров и переход от логики «возврата долгов» образованию со стороны государства к логике взаимных обязательств изменили отношение в обществе к этой важнейшей социально-экономической сфере.

Тысячи людей, по роду своей деятельности далеких от педагогики, работают в школьных Советах, участвуют в разработке электронных образовательных ресурсов, предлагают идеи в конкурсах архитектурных школьных проектов, заинтересованно обсуждают перемены, происходящие в образовании. Отныне мы все вместе ведем конструктивную публичную полемику, ищем и находим разумные решения. Готовность к изменениям в образовании и вера в их позитивность - характерный признак нынешнего времени.

Прекрасно, что инициаторами многих изменений становятся ученики, самые активные, требовательные, непоседливые, устремленные в будущее, - поэтому педагогам приходится нелегко. Когда в школу приходят современные технологии, новейшее оборудование, улучшается методическое обеспечение, учителям необходимо постоянно самосовершенствоваться, чтобы не отстать от подопечных. Только взаимное доверие и уважение в тандеме «педагог-ученик» сможет обеспечить высокое качество образования, воспитания и успешность подрастающего поколения в жизни, а значит, и успешное развитие государства. Новые молодые кадры и есть тот человеческий капитал, который обеспечит переход страны к инновационной экономике.

На это направлены законодательные инициативы об обязательном полном (общем) образовании, о двухуровневом высшем, о новом поколении образовательных стандартов.

Уверен, что образование - один из самых эффективных инструментов воспитания патриотизма, гордости за нашу Родину, а на мировой арене - формирования образа России как высокоинтеллектуального, инновационного государства.

Вам есть чем гордиться: ведь все начинается с учителя. Искренне поздравляю вас и желаю здоровья, оптимизма, новых открытий, искренних пытливых учеников и огромного счастья в работе и в жизни. С праздником!

Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки РФ

Уважаемые коллеги! Учителя!

Более 10 лет 5 октября отмечается как Международный день учителя, и каждый из нас вправе считать этот день своим праздником. Ведь для кого-то, возможно, и мы стали учителями по жизни. Не раз приходилось слышать от самых разных людей, что в выборе жизненного пути не только их заслуга. «Учителя были хорошие», - говорят в таких случаях и благодарят судьбу за это.

Без преувеличения, можно сказать, что наши учителя лучшие, что в наших школах сосредоточен огромный интеллектуальный и творческий потенциал. Хочется отдать дань уважения вашему нелегкому, благородному труду, на ваших плечах лежит исполнение ответственной миссии - воспитание и образование подрастающего поколения. И от того, каким будет это поколение, зависит будущее России.

Разрешите в этот праздничный день поблагодарить вас за подвижнический труд и пожелать вам большого счастья, крепкого здоровья, творческих успехов, любви и уважения учеников!

Примите поздравления и наилучшие пожелания от Интернационала образования - международной организации, объединяющей профсоюзы учителей 160 стран мира.

Галина МЕРКУЛОВА, председатель Общероссийского профсоюза образования, вице-председатель Европейского комитета Интернационала образования