Появление термина Web 2.0 принято связывать со статьей «Tim O’Reilly - What Is Web 2.0» от 30 сентября 2005 года, впервые опубликованной на русском языке в журнале «Компьютерра»*. В этой статье Тим О’Рейли привязал появление большого числа сайтов, объединенных некоторыми общими принципами, с общей тенденцией развития интернет-сообщества, и назвал это явление Web 2.0, в противовес «старому» Web 1.0.

Для раскрытия понятия прежде всего стоит выделить три ключевых свойства, на которых оно зиждется: концепция; технологии; дизайн.

Концепция

Этот пункт, пожалуй, самый важный, потому что именно с создания концепции началось становление и направленное развитие нового поколения сетевых ресурсов и всего Интернета в целом. Так же как и другие важные концепции Web 2.0 не имеет четко очерченных границ и описаний. Это больше похоже на идею, которая содержит в себе некоторые общие правила и практические решения. А сайты, построенные на этой идее и переплетенные между собой стандартизированными механизмами, составили новое медийное пространство, которое и получило столь абстрактное название.

Перечислим основные принципы функционирования 2.0 сайта.

Веб-приложения

Этот термин означает переход от платформенной системы управления данными к универсальным, масштабируемым системам веб-приложений. Интернет-сервис в данном случае представляет собой удобного посредника между пользователем и его данными. Это направление сейчас интенсивно развивается, поэтому переход от он-лайновых редакторов картинок/текста/кода, от всевозможных аггрегаторов RSS, валидаторов и анализаторов к полноценным онлайновым операционным системам произойдет очень быстро.

Пользователь как элемент системы

В основе «нового» Интернета лежат не сайты, а люди, их знания и взаимодействия. То есть пользователи самостоятельно создают контент и сами же им управляют. Сеть делается всеми вместе для всех и каждым лично для себя. К этому пункту можно также отнести такой социальный механизм, как коллективный разум. Яркий пример такого механизма - «Википедия» (http://ru.wikipedia.org). Сюда же входят такие принципы, как доверие к пользователю, отношение к нему, как к соразработчику, расширенные возможности, мотивация пользователя, право на исправление и переделывание контента и так далее.

Социализация

Под социализацией подразумевается создание такой системы взаимодействия пользователей, при которой они имеют возможность объединяться по каким-то общим интересам, признакам, налаживать контакты и общение между собой. Образование таких сетей возможно при наличии баз личных данных, создаваемых самими участниками социальных образований.

В это понятие можно также включить возможность индивидуальных настроек сайта и создание личной зоны (личные файлы, изображения, видео, блоги) для каждого пользователя, которому очень важно чувствовать свою уникальность.

При формировании сообщества большое значение имеет соревновательный элемент. Репутация, которая позволяет сообществу саморегулироваться, ставит перед пользователями дополнительные цели их присутствия на сайте.

Непрерывное развитие

У некоторых даже сложилось мнение, что Web 2.0 - это проект, у которого рядом с логотипом красуется надпись beta. Подобное мнение не лишено оснований - концепция развития новых интернет-ресурсов предполагает постоянное усовершенствование платформы, причем в этом процессе активное участие принимают вами пользователи.

Бесплатность

Проекты Web 2.0 существуют практически исключительно за счет рекламы - услуги для пользователей в подавляющем большинстве случаев абсолютно бесплатны.

Технологические приемы

Все перечисленное ниже не является результатом какого-то немыслимого революционного скачка в развитии интернет-сервисов. Наоборот, эти технологические решения только начинают внедряться и активно использоваться.

К основным приемам, составляющим Web 2.0, относятся:

AJAX (Asynchronous JavaScript and XML)

Аббревиатура означает подход к созданию пользовательских интерфейсов web-приложений, при котором web-страница, не перезагружаясь, асинхронно загружает из сети необходимые данные.

Web-синдикация

Технология позволяет одновременную публикацию одного и того же материала на различных web-ресурсах. Для этого используются RSS-потоки, содержащие в себе заголовок публикации, содержание и ссылку на источник материала. Широкое применение RSS-потоки нашли в новостных ресурсах, в блогах и на форумах. Собственно говоря, широкое распространение блоги, как один из элементов сети Web 2.0, нашли именно благодаря RSS.

Mash-up

Дословный перевод - «смешение». Позволяет построить обладающий совершенно новой функциональностью сайт на основе информации с других сервисов. Хорошим примером такого подхода к созданию Web 2.0 сервисов служат сайты с интегрированными картами Google Maps, которые предлагает более удобную подачу материала пользователям: это может быть сервис по продаже недвижимости, путеводитель для туриста или сервис по поиску ближайших магазинов - вариантов много.

Метки (теги)

Этот принцип подразумевает привязку к рассматриваемому объекту ключевых слов, описывающих его содержание и определяющих его место среди других объектов. От этой технологии отталкивается другая, более сложная, - «облако меток». Это представление меток в виде некоторого облака, в котором наиболее часто используемые метки написаны более крупным шрифтом и сконцентрированы в середине, а менее значимые (реже используемые) находятся как бы на периферии облака.

Пиринговые сети

Термин получил название от выражения «peer2peer» - «пользователь-пользователь». Ушли в прошлое файловые сервера, с которых качали софт, музыку, видео и прочие файлы. На смену им приходят пиринговые сети, в которых нет единого хранилища, а есть миллионы пользователей, обладающих необходимыми нам файлами. Обмен ресурсами происходит непосредственно между пользователями, причем каждый вынужден делить свой канал с другими - это тоже элементы социализации.

Хочется добавить, что Web 2.0 не привязан конкретно к каждому из этих приемов. Набор технологий в каждом конкретном примере может быть своим.

Дизайн

Надо помнить, что одно из важнейших свойств, присущее ресурсам Web 2.0, - дружественный, удобный («юзабельный») интерфейс. Его можно охарактеризовать следующими простыми формулами: «просто=понятно», «быстро=понятно», «универсально=доступно». Очень часто предусматривается возможность собственноручно изменять оформление страниц, выбирать, в каком виде будет выдаваться информация.

Можно выделить несколько характерных приемов оформления для Web 2.0:

Светлая, сочная цветовая гамма

На страницах присутствует много мягкого зеленого цвета, также в моде оранжевые, розовые и голубоватые тона. Яркие цвета радуют глаз и привлекают внимание пользователя к важным элементам управления. Это сделано для удобства, чтобы не пришлось долго искать нужную кнопку.

Закругленные углы

Новые версии технологии CSS поддерживают создание закругленных углов для элементов оформления любой сложности. Такой дружелюбный «скругленный» дизайн придает ощущение комфорта и некоторой неформальности сайта.

Отсутствие фотографий

На сайтах Web 2.0 не модно строить интерфейс, основанный на фотографических изображениях и тяжеловесной графике. Чаще встречаются порталы, оформленные простенькими графическими картинками с мягкими цветовыми градиентами, пастельными тонами, стеклянными эффектами, отблесками и отражениями. В оформлении страниц все больше используются элементы 3D-графики.

БОЛЬШИЕ элементы дизайна

Специалисты утверждают, что крупные элементы на страницах более удобны и комфортны для пользователей. В связи с этим все чаще можно встретить сайты, выводящие информацию крупным, легко читаемым шрифтом - ведь шрифт сам по себе тоже красив. Кроме того, верный выбор Web 2.0 - широта верстки: на страницах много свободного пространства. Это, как утверждают психологи, позволяет пользователю сконцентрироваться на содержании страницы, не рассеивает внимания и снимает нагрузку с глаз.

Другие маленькие приятности

Сюда можно отнести все прочие элементы дизайна, которые у каждого проекта категории Web 2.0 свои, - эдакие радующие глаз изюминки. Определенных тенденций здесь не наблюдается, все зависит только от фантазии создателей сайта.

Конечно, Web 2.0 не лишен недостатков, более того, их в нем предостаточно. Но это в большинстве своем результат того, что концепция строилась на существующей в данный момент инфраструктуре («узкие» интернет-каналы, высокая уязвимость, конфиденциальность данных, неидеальная надежность и так далее).

Предполагается, что следующая версия - Web 3.0 будет лишена этих недостатков. Уже сейчас вырисовываются некоторые новые тенденции, которые вполне могут соответствовать сети нового поколения:

• еще большая персонализация сетевого пространства;

• более качественная мотивация участников сообществ, построение социальных сетей нового типа;

• еще большая степень привязки сетевых сервисов к реальной жизни.

Осталось подождать совсем немножко. Может быть, год или два. А может, и все десять.

Андрей ПОЧУЕВ, инженер ОАО «Уралпромпроект», Златоуст, feelov@list.ru