В этом году российскому Интернету исполнилось только 13, а дистанционному образованию - 12 лет (если «днем рождения» считать день утверждения Концепции дистанционного образования в России). За это время не только «низы», но и «верхи» осознали важность электронного обучения. Однако и те и другие давно поняли, что для внедрения интернет-обучения в вузе необходимо комплексно решить ряд задач, с которыми удалось справиться далеко не всем:

• сформировать структуру, ответственную за внедрение интернет-технологий;

• разработать (или приобрести) учебно-методическое обеспечение;

• подготовить преподавателей и обучающихся;

• спланировать интернет-обучение;

• организовать материально-техническое обеспечение (компьютеры, сеть, специальное программное обеспечение и так далее);

• добыть или перераспределить финансы;

• провести адаптацию системы документо-оборота;

• мотивировать персонал.

Вполне возможно, что предлагаемый список с течением времени придется скорректировать.

Исторически, начиная с середины 90-х годов прошлого века, процесс интернетизации высшего образования проходил поэтапно. Поначалу считалось (особенно ректоратом), что, оснастив вуз компьютерами и подключив их к сети «Интернет», мы разом решим все проблемы. Убедившись, что после этого шага дело дальше не идет, руководителям пришлось формировать специализированные структуры, которые принялись за разработку специального учебно-методического обеспечения. Также была организована следом и подготовка преподавателей.

Правда, потом дело опять застопорилось. Выяснилось, что надо, оказывается, и студентов учить работать в новой образовательной среде, то естьучиться по-новому.

По мере решения перечисленных проблем стали всплывать новые, связанные, в частности, с мотивацией. Только люди, не имеющие дело с интернет-обучением, наивно думают, что использование ИКТ автоматически упрощает учебный процесс, устраняя все рутинные операции. На самом же деле Интернет требует от преподавателя гораздо больше физических и психических усилий. И вполне понятно, почему преподаватель очень часто предпочтет старое доброе «меловое» аудиторное обучение электронному - ведь новых разработанных научно-обоснованных норм трудозатрат и дополнительной оплаты как не было, так и нет.

После решения обсуждаемых проблем процесс, как говорится, пошел. Но, согласно одному из всемирно известных законов Чизхолма - «если вам кажется, будто вы учли все, то все равно что-то останется неучтенным» - появились новые препятствия, связанные, в частности, с реализацией документооборота. Получилось так, что преподаватель провел в Интернете целый блок работ - дистанционное тестирование, защиту курсовых на форуме в режиме оф-лайн и так далее. При этом экзаменационную ведомость ему все равно приходится нести в деканат в виде бумажной версии пешком. Теперь люди бьются над решением этой задачи. И так - шаг за шагом, от проблемы к проблеме.

Вот таким путем, выявив эмпирически и решив, как могли, все видимые проблемы, вузовские энтузиасты интернетизации вывели процесс в режим устойчивого функционирования. Это лишний раз доказывает живучесть классического метода проб и ошибок. В конце концов, конечно, все улаживается. Но какой ценой!..

Из этого можно сделать вывод: гарантию эффективного решения проблем внедрения интернет-технологий в вузе может дать лишь комплексное решение четко сформулированных задач. Разумеется, при наличии у руководства желания все это начать.

Кстати, проведение реальных занятий с применением интернет-технологий выявило ряд новых неожиданных проблем, одна из которых - увеличение физиолого-психологических нагрузок на участников образовательного процесса. Похоже, тот факт, что в рекламных изданиях рядом с объявлениями о лечении наркомании и алкоголизма появляются объявления об интернет-зависимости, заставляет задуматься не только о пользе Всемирной паутины в нашей жизни, но и о вреде.

Преподавать и учиться в новой среде гораздо сложнее, это факт. Но решать проблему все равно надо, в частности, вводя новое нормативно-правовое регулирование учебной деятельности при электронном обучении. Первостепенной частной мерой может стать тщательная разработка руководств по самостоятельному изучению дисциплин, которые являются важной частью учебно-методического комплекса при интернет-обучении. В них должны быть тщательно прописаны приемы самоменеджмента и здоровьесбережения.

Александр АНДРЕЕВ,

Andreev_ A_A@mail.ru