На протяжении ряда лет идет процесс насыщения образовательных учреждений компьютерной и периферийной техникой. Это первый шаг к информатизации, ее материальная основа. Однако даже самое современное оборудование, поставляемое в школы в рамках различных программ, не везде оказывается востребованным. О начале процессов информатизации можно будет говорить только тогда, когда все участники образовательного процесса (администратор, учитель, ученик) на практике, а не в отчетах начнут применять те богатейшие возможности, которые дают ИКТ для перехода образования на новую качественную ступень.

С июля 2005 года в Кисловодске на базе школы №15 работает «двигатель» информатизации - Межшкольный методический центр. Обычно к появлению новых структур в образовании рядовые педагоги относятся скептически, с недоверием. ММЦ не стал исключением. Повидавшее множество амбициозных проектов и программ учительское сообщество встретило его открытие с осторожностью, граничащей с равнодушием: «Учитель с компьютером? Бесплатный Интернет и коллекции дисков в подарок? Зачем? Живое слово и книгу ничто не заменит! Это излишества, роскошь. Да и бесплатный сыр сами знаете, где бывает». Однако смелые декларации ММЦ о всеобщей компьютерной грамотности, первые шаги к ИКТ-ликбезу, активное привлечение сторонников информатизации медленно, но верно стали приносить свои плоды.

Сегодня, после двух лет упорного труда, можно с уверенностью сказать о том, что определяет эффективность внедрения ИКТ в школе, как преодолеть сопротивление инновациям и непонимание со стороны и без того многострадального учительства.

Итак, с чего мы начинали?

На первом этапе главным был девиз «Лидерство - условие успеха». Руководитель образовательного учреждения должен быть в авангарде информатизации. При этом следует не только самому овладеть ИКТ и убедить в этом педагогов, но также видеть возможности использования новых технологий в образовании и передавать это видение другим. Кроме того, необходимо ясное понимание того, как ИКТ могут влиять на качество преподавания и, соответственно, на результаты учеников. Лидер должен всячески поддерживать усилия учителей, которые пытаются использовать технологии для улучшения преподавания и обучения.

Результатом обучения в ММЦ директоров школ Кисловодска стало повышение качества управленческих решений, формирование умения создавать собственное рабочее пространство, освоение элементов электронного документооборота.

Второй этап массового ИКТ-ликбеза - работа с заместителями руководителей и учителями-предметниками. В школах прокатилась волна создания школьных учительских команд ИСО, ибо процесс информатизации под силу только команде. Настал период ответа на вопрос: «Куда идем, к чему стремимся?» Перед школой встала задача создания единого информационного пространства, внедрения ЦОР в учебный процесс. При этом совместные усилия ММЦ и администраций школ сделали информационную грамотность доступной ступенью в профессиональном росте учителя-предметника.

Следующий (и самый продолжительный) этап деятельности - сотрудничество. Опыт ММЦ подтверждает, что учителям нужна как техническая, так и методическая помощь по использованию ИКТ, причем на месте и по мере возникновения проблем. В этом направлении ведется постоянная семинарская работа и индивидуальная консультационная деятельность методистов центра. Все это эффективно лишь в условиях свободного доступа к технике и регулярной методической поддержки.

Кроме того, при организации обучения учителей необходимо делать акцент на то, что эффективное использование ИКТ требует изменений в практике преподавания.

В то время как Минобрнауки ожидает увидеть прямую связь между количеством денег, затраченных на компьютеры, и результатами, показанными учениками на экзаменах при выполнении стандартных тестов, мы заметили, что между первым и вторым существует промежуточный изменяемый коэффициент - отношение ко всему этому учителей. Если принять во внимание, что персональные компьютеры существуют уже больше 20 лет, а на различных курсах повышения квалификации обучалось значительное число учителей, вызывает удивление, как много педагогов совершенно не используют ИКТ.

Есть множество причин, объясняющих этот факт. Например, ученые утверждают, что одни люди имеют природную склонность к использованию технологий и компьютеров в частности, а другие - нет. Точно так же одни учителя любят изменения, а другие им активно сопротивляются. На самом деле основу сопротивления составляют мотивационный и компетентностный барьеры: педагогу важно осознать необходимость и полезность ИКТ в его профессиональной деятельности. Только после этого он предпримет усилия по освоению возможностей компьютера и ЦОР.

Таким образом, учителям нужно пережить трудный период, чтобы начать применять ИКТ-навыки до тех пор, пока не появится очевидная связь между новыми методами преподавания и улучшением результатов учеников.

Ольга КОСИВЕЦ, заместитель руководителя ММЦ 26312, Кисловодск

olga_kosivec@mail.ru