1. Определить систему задач, которые будут решаться при использовании информационной среды.

2. Определить круг участников образовательного процесса, вовлеченных в пользование ресурсами и сервисами информационной среды.

3. Подобрать программное обеспечение, наиболее полно отвечающее педагогическим задачам, решаемым в условиях информационной среды.

4. Выбрать наиболее приемлемое техническое решение для создания инфраструктуры информационной среды, учитывая, что любая техническая система нуждается в обслуживании.

5. Продумать форму подготовки и переподготовки специалистов по эксплуатации системы.

6. Определить порядок проведения работ по созданию информационной среды, а также продумать все необходимые финансово-хозяйственные вопросы.

Как уже отмечалось, информационная среда обеспечивает оптимизацию управления образовательным процессом и управления образовательным учреждением: контингентом обучающихся, кадрами, материально-техническими и библиотечно-информационными ресурсами.

Проектирование и формирование информационной среды ОУ может осуществляться постепенно на базе создания минимально функциональных блоков:

Обучающий блок: компьютерный класс, малые информационные комплексы, демонстрационный комплекс.

Методический блок: информационно-методический центр или отдельный компьютер в учительской, в методическом кабинете и пр.

Библиотечный блок: рабочие станции заведующего библиотекой и посетителей.

Управленческий блок: рабочие станции, обеспечивающие функционирование АРМ директора, заместителей директора по УВР, ИТ, ВР, АХЧ, секретаря и бухгалтера.

К созданию и использованию ресурсов информационной среды должны быть привлечены следующие категории работников образовательного учреждения:

• директор;

• заместитель директора по ИТ;

• заместитель директора по учебно-воспитательной работе;

• заместитель директора по АХЧ;

• педагог-организатор;

• социальный педагог;

• психолог;

• секретарь;

• библиотекарь;

• классный руководитель;

• учитель-предметник;

• ученик;

• родитель;

• работники бухгалтерии (в условиях хозяйственной самостоятельности образовательного учреждения);

• инженер ТСО.

Они должны обладать необходимым уровнем компьютерной грамотности, чтобы эффективно использовать возможности информационной среды. Современная компьютерная техника и программное обеспечение позволяют решать поставленные задачи при наличии общих знаний и умений на уровне пользователя ПК.

Технически необходимым условием создания информационной среды в образовательном учреждении является создание сети с выделенным сервером.

Программное обеспечение должно отвечать следующим требованиям:

1. Работать в сетевом режиме или обеспечивать возможность запуска с одного сервера различными рабочими станциями.

2. Хранить информацию в едином формате, доступном для обработки различными программами или модулями одного программного комплекса, или иметь функции экспорта-импорта данных.

3. Допускать подключение новых модулей.

4. Обеспечивать многопользовательский режим и разграничение прав доступа.

При финансировании проведения работ по созданию информационной среды, а также ее обслуживания закупки техники могут производиться за счет средств бюджетного финансирования (фонд 00) и средств дополнительного внебюджетного финансирования (самостоятельная деятельность, приносящая доход) (фонд 90) по следующим экономическим статьям:

• 110350 «расходные материалы»: малоценное оборудование до 5000 рублей;

• 240120 «приобретение непроизводственного оборудования»: основные средства свыше 5000 рублей.

В условиях недостаточного финансирования образовательных учреждений средства, полученные от осуществления самостоятельной деятельности образовательного учреждения, приносящей доход (например, оказание дополнительных платных образовательных услуг), являются значимыми при создании и развитии информационной среды.

Создание компонентов технической инфраструктуры информационной среды, проведение регламентных и ремонтных работ целесообразнее всего выполнять силами инженера по ТСО, должность которого может быть введена в качестве дополнительной ставки в штатное расписание. При этом следует отметить, что эта ставка оплачивается по 9-му разряду ЕТС. Такой размер оплаты труда препятствует привлечению в образовательное учреждение высококвалифицированных специалистов. В качестве методов преодоления складывающейся ситуации могут быть предложены следующие:

• организация образовательного процесса в формах, исключающих бесконтрольное использование техники, вандализм и порчу программного обеспечения обучающимися;

• обучение имеющихся специалистов наиболее важным и часто выполняемым операциям;

• применение максимально надежных технических решений, позволяющих снизить до минимума необходимость в сервисном обслуживании;

• установление деловых связей с техническими специалистами, знающими конфигурацию системы и готовыми оказывать неотложную техническую помощь.

По материалам книги «Информационные технологии в управлении образованием»,

Национальный фонд подготовки кадров,

Федерация Интернет Образования, 2006