Ученики получают задание понаблюдать за окружающими людьми и ведущими радио- и телепередач. Задача у них одна - они должны установить, какие ошибки в произношении слов допускают те, кого они слушают. Результат получается совершенно неожиданным. Дело в том, что эта работа очень трудоемкая, потому что все возникающие вопросы «Правильно?» или «Неправильно?» учащийся решает сам, обращаясь к словарям различного уровня. Иногда при этом возникают казусы, потому что слово, которое с точки зрения носителя языка - ребенка считается правильным, на самом деле звучит неправильно, ибо неправильно произносит его сам ребенок. Когда выявляются такие странные казусы, безусловно, произношение этих слов ребенок запоминает намного лучше, чем если бы я рассказывала ему о том, как правильно он должен их произносить.

Эта работа вызывает удивительное внимание к языку, к его устной форме. В прошлом учебном году она превратилась в проект нового русского языка в области орфоэпии. А результатом проекта стало создание небольшого словарика-справочника, которым с успехом пользовались выпускники

11-го класса, готовясь к ЕГЭ, потому что задание по орфоэпии для них было очень трудным. Но самое главное то, что эта работа не прекратилась и после завершения проекта, потому что при его выполнении возникли новые вопросы: «Почему происходят изменения в области орфоэпии?», «Можно ли подсказать пути этих изменений?», «В чем причины этих изменений?». Вся эта работа послужит основанием для будущего проекта, который мы, наверное, сделаем в будущем учебном году.

Любое задание, даже простое упражнение, может превратиться в необычайно творческое, если добавить к нему элемент игры.

Все мои учащиеся, начиная с 5-го и заканчивая 11-м классом, с удовольствием составляют для меня тексты с ошибками. Ошибки мы делаем специально, чтобы потом привлекать дополнительный материал и объяснять, какие правила были нарушены и почему возникли те или иные ошибки. Этот вид работы, во-первых, повышает бытовую зоркость ученика уже после устной формы русского языка. Во-вторых, увеличивает самооценку ученика, так как он выступает в роли учителя, не унижая при этом своего товарища. В-третьих, наверное, это помогает ученику решить многие и личные вопросы, потому что, выполняя это задание, он, безусловно, повторяет те правила, которые нарушал, допуская ошибки.

Важной составляющей моей педагогической практики я считаю развитие навыков и умений саморегуляции учащихся в области такой деятельности, как эмоционально-чувственная. Главной темой в развитии такой деятельности становится чувство юмора у моих учеников. Говорят, что чувство юмора - врожденное чувство: либо оно есть, либо его нет. Но я считаю, что это чувство можно развить, если проводить целенаправленную работу, и тут, на мой взгляд, нужно сделать несколько шагов.

Во-первых, мы с учениками узнаем, в чем природа комического, что такое смех. На уроках литературы при анализе художественного текста таких авторов, как Гоголь, Салтыков-Щедрин, Аверченко, Тэффи, мы изучаем природу и приемы комического. Соответственно эта работа влечет за собой практическую деятельность по созданию текста сначала в стиле этого автора с подражанием его творческой манере. Затем ребята пытаются создать собственное произведение, основываясь на знании теории комического. У многих это получается, тем самым возникает ученическая газета (к слову, это тоже наш новый проект, который получил Диплом первой степени на окружном конкурсе).

Жизнь человека - огромный, вечно меняющийся океан. Наверное, успешное плавание моих учеников зависит и от меня лично. Поэтому мне кажется, что главное в моей деятельности - привить им такие навыки и умения, которые помогут ребенку стать в жизни успешным и, самое главное, счастливым.

Информация к сведению

Ирина МАКАРКИНА окончила филологический факультет Волгоградского государственного университета, увлекается чтением современной литературы, рисованием, игрой на гитаре и фортепиано, вязанием, сочинением стихотворений, путешествиями. Главными педагогическими ценностями считает уважение к личности ребенка, справедливость, компетентность.