Словом «форматка» мои ученики называют учебное пособие, которое я разработала как один из приемов и средств для формирования опытов для географических объектов. Его предназначение я вижу в том, чтобы в созданном информационном пространстве научить моих ребят учиться, отбирать и дифференцировать учебный материал, анализировать и синтезировать полученные знания, чтобы помочь им не в усвоении информации, обрушившейся на них, а в разумном использовании источников и, конечно, дать каждому моему ученику возможность стать успешным на моих уроках.

Общий вид пособия претерпевал изменения, я создавала пробные экземпляры, многие из них не выдержали испытания, но со временем выработались четкие требования и правила выполнения этого пособия для учащихся. На мой взгляд, выбранные ныне формат и объем пособия наиболее оптимальны, поскольку тут содержится достаточно информации для восприятия ее учеником. Иллюстративный материал делает пособие ярким, что немаловажно для формирования образа географического объекта. А вот структура текстового материала в средней школе закладывается учителем как предлагаемое в план. Если это ученики старших классов, то, конечно, план для них составляется для работы в самостоятельном режиме.

Пособие помогает управлять процессом обучения и закладывает определенный алгоритм действий ученика в процессе работы с различными источниками географических знаний, в том числе топографических, текстовых и электронно-справочных материалов. Поэтому, чтобы пособие соответствовало задачам, поставленным перед учеником, возникла необходимость создания для ученика памятки, помогающей выполнить форматку. Это пособие я использую на разных этапах своих уроков. На этапе изучения нового материала готовая форматка может использоваться как яркий и доступный источник знаний. Также готовую форматку я использую на уроках для перехода от частных особенностей географических объектов к их общему пониманию и видению. Для неуверенных в себе учеников (а такие встречаются в классе не только у меня) я предлагаю форматку в качестве шпаргалки при составлении устного ответа. Тогда ответ ученика приобретает ясность и четкость. На этапе обобщения знаний форматка, которую нужно создать дома, рассматривается не только как пособие, но и как вид очень творческого и интересного домашнего задания.

Составление форматки может происходить и в процессе урока как пилотный мини-проект, в котором отражены основные положения изучаемой темы. На мой взгляд, пособие, разработанное мною, обладает широким спектром возможностей не только для обучения, но и для воспитания, так как в создании пособия зачастую принимают участие родители, их жизненный опыт, интерес, ценные советы благотворно сказываются на результатах работы учащихся.

Использование форматки в системе позволило мне сделать целую подборку по крупным тематическим блокам в курсе географии. Этот материал успешно используется для оформления стендов, выставок, а также для демонстрации на уроках смежных дисциплин - биологии, ОБЖ, информатики. Такая работа готовит ребят к работе с компьютерными презентациями в старшей школе.

Информация к сведению

Олеся ГРОМОВА окончила географический факультет Московского государственного открытого педагогического университета, увлекается путешествиями, чтением научно-популярной литературы, цветоводством, главными педагогическими ценностями считает сотрудничество, интерес, результативность.