А всем ли ребятам и часто ли мы предоставляем в школе возможность проявить себя творцом, исследователем, личностью? Сколько мы даем заданий на уроках, которые требуют не знаний, а способности думать, исследовать, строить гипотезы? Это вопрос серьезный, сложный, требующий размышлений.

Свою деятельность в проектных технологиях я начинаю с самого начала, когда ребята приходят ко мне из начальной школы в пятый класс, такие радостные, с горящими глазами и с большим желанием познать все, что их окружает. В пятом-шестом классах я предлагаю им математические сказки, которые они с удовольствием пишут к тем темам, которые изучают, к простым арифметическим действиям, к каким-то фразам, к правилам и законам. Мы составляем с ними целые книги, в которые входят все их работы.

Дальнейшая работа предлагается в следующих классах, и ребятам седьмого класса помогают старшеклассники, когда мы на общих собраниях намечаем темы, над которыми будем работать в течение учебного и, может быть, даже календарного года. Вот тут начинается сотворчество, где не всегда я выступаю организатором и главным человеком, предоставляя такую возможность ребятам, которые хотят помочь. Чаще всего это старшеклассники. Результатом такой работы становится их сначала маленькая коллекция, а затем и более серьезные работы. Скажем, такого плана: работая над теоремой Пифагора, класс делится на группы, занимающиеся разными темами, - история теоремы, школы Пифагора, старинные задачи и так далее. Самое главное заключается в том, что, работая над каждой темой, учащиеся придумывают свой способ доказательства известной теоремы.

Но все это были только первые шаги. В конце концов такое сотворчество и содружество старшеклассников, малышей и, конечно, мое привело к созданию семь лет назад, в 2000 году, клуба единомышленников, который мы назвали «Клуб Пифагора». Члены клуба сами выбирают тему заседания, сами посвящают новичков в члены клуба, сами берутся за решение той или иной проблемы. За семь лет работы в нашем клубе побывали разные ребята, и для меня ценно то, что работа в этом клубе интересна не всем тем старшеклассникам, которые семь лет назад пришли в него малышами, а ребятам разных поколений. Они с удовольствием присоединяются к нам, и если проследить тематику работ, которые они представляют, то можно сделать вывод: последние работы имеют межпредметный характер, потому что для меня важно не только показать им математику, всю ее стройность, точность, доказательства, но еще и помочь увидеть мир вокруг себя, научить ребенка чувствовать себя комфортно в окружающем мире и применять то, что мы рассматриваем на примере математики, в других областях, в других предметах, в практической жизни.

Конечно, такая работа требует много сил, но мне это нравится, потому что я вижу горящие глаза тех ребят, которые из года в год приходят ко мне в класс. Логичным продолжением такой работы служит работа и факультативов, и элективных курсов. Ребята постарше, которые увлекаются математикой, хотят в дальнейшем посвятить себя именно этой отрасли, посещают такие занятия, рассматривают уже строгие математические доказательства, темы, которые уже не входят в школьный курс математики, и выступают с ними на мероприятиях другого характера.

Я каждый день из года в год поднимаюсь по лестнице познания мира вместе со своими учениками. Я не иду впереди, я не тяну их за собой, я иду рядом, я помогаю им двигаться к победе, которую они совершают каждый день, каждую минуту, ежечасно.

Информация к сведению

Марина ГЕВЕНЯН окончила факультет математики Московского государственного открытого педагогического университета, увлекается новыми педагогическими технологиями в работе, созданием уюта и комфорта дома, главным в труде педагога считает: увлечь каждого ребенка своим предметом, видеть в нем личность, верить, надеяться, любить и не навредить.