Задача повышения качества образования, его модернизации, открытости к меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям получила реальное воплощение в работе образовательных учреждений округа в прошедшем учебном году.

У нас действительно много достойных успехов. Мы гордимся финалистами городского конкурса «Учитель года», 14 школами, победившими во втором этапе национального проекта, талантливыми учениками, призерами всероссийских олимпиад из школ №№1223, 692, 1287, 218, победителями международного уровня - учениками еще 14 школ округа. Детский творческий коллектив музыкально-хоровой школы «Радость» награжден четырьмя золотыми дипломами и кубком победителя международного фестиваля.

Учет каждого ребенка - задача программы «Всеобуч», которая реализуется управлением образования совместно с управлениями социальной сферы и администрацией районов. В условиях снижения контингента обучающихся эта проблема особенно важна. Вместе с тем выверка численности детей, проживающих на территории округа и не посещающих образовательные учреждения, не дает согласованных результатов. Отсюда задача нового учебного года - обеспечение контроля за достоверностью и согласованностью информации, предоставляемой в Департамент образования.

Независимая оценка качества знаний наших учеников входит в повседневную практику работы образовательных учреждений. В новом учебном году учащиеся не только 11-х, но и 9-х классов будут сдавать итоговую аттестацию в форме ЕГЭ. При оценке деятельности образовательных учреждений на подтверждение статуса будут учитываться эти результаты. Об эффективности нашей работы можно судить по результатам сдачи ЕГЭ прежде всего по русскому языку, который в прошедшем учебном году впервые сдавали более 7 тысяч выпускников округа. Результаты экзаменов значительно выше городских. Вместе с тем только 59% выпускников наших школ справились с заданиями на «хорошо» и «отлично», это нас устроить не может.

Необходимо изменить всю технологию внутришкольного контроля, создать единую мониторинговую службу, улучшить работу лаборатории качества, которая год назад была открыта при методическом центре, результаты ее работы должны отражаться в работе учреждений. У нас есть опыт работы лицея №1575 по созданию Центра оценки качества знаний учащихся, гимназии №1576 по отработке системы компьютерной диагностики, который может быть использован в других учреждениях округа.

У нас есть удачный опыт использования интернет-ресурсов в образовательном процессе. Школа №597, победитель конкурса «Школа будущего», объединила в проекте «Эпистемотека» несколько учреждений, учащиеся которых в прямом диалоге с учеными доказывают свою точку зрения, обсуждают на форуме в интернете проблемные вопросы. Не зря говорят, что только талантливый учитель может воспитать талантливого ученика.

Перспективное направление заявлено в проекте «Школы будущего» по развитию детско-взрослых производств. Это особенно важно для нашего округа, на территории которого расположены самолетостроительные корпорации РСК МиГ, завод имени Ильюшина, КБ Сухого, МАИ (ТУ). Сегодня нам нужны прорывные проекты, поднимающие престиж округа, способствующие его развитию.

Создание детских научных обществ, проектов, совместных с высшей школой, - вот только некоторые аспекты совместной деятельности, которую мы могли бы развернуть с Советом ректоров при префектуре. С введением нового базисного учебного плана в большинстве учреждений решена задача профилизации обучения, однако открытие профильного класса в старшей школе - это скорее выбор администрации, педагогического коллектива, наличие кадровых возможностей, а не результат изучения образовательных запросов учащихся.

В последние годы активно развивается межрегиональное и международное сотрудничество. Мы благодарим руководителей регионов, начальников департаментов образования, которые нашли возможность направить в такое ответственное для системы образования время делегации в Москву, чтобы обменяться опытом работы в объединяющем нас национальном проекте «Образование».

Вариативные возможности образовательной системы Северного административного округа создают все условия для качественного доступного образования различных категорий детей.

Основной задачей деятельности дошкольных образовательных учреждений в прошедшем году стало обеспечение доступности дошкольного образования, создание равных стартовых возможностей перед началом школьного обучения.

Активно развиваются новые формы дошкольного образования. За прошедший год мы открыли 38 консультативных пунктов, Центр игровой поддержки для детей раннего возраста, службу ранней помощи семье и молодым родителям.

Разными формами дошкольного образования охвачены 66% детского населения.

Одним из прорывных проектов дошкольного образования стала модель детского сада будущего на базе центра развития ребенка №2574 в районе Ховрино. Это результат консолидации усилий Московского гуманитарного педагогического института, управления образования и коллектива молодых единомышленников, выпускников педагогического вуза.

Однако все еще остается нерешенной проблема очередности в дошкольные учреждения. Несмотря на принятые меры (ввод новых детских садов, перепрофилирование помещений изостудий, музеев, экологических уголков под группы, принятие восьми ведомственных садов в окружную сеть), потребность в дошкольных учреждениях превышает возможности окружной системы образования на 1635 мест, а всего в очереди до 2010 года зарегистрировано более 12000 детей.

На сегодня управление образования исчерпало все внутренние ресурсы по рационализации сети для увеличения мест в дошкольных учреждениях, однако проблему это не решило. По-прежнему напряженная ситуация по обеспечению местами дошкольников в районах: Хорошевский, Ховрино, Головинский, Коптево, Бескудниковский, Восточное Дегунино.

Наше предложение - консолидировать усилия по решению этого вопроса с органами исполнительной власти и местного самоуправления.

Прошедший год стал этапом в реализации городской целевой программы «Москва многонациональная: формирование гражданской солидарности, культуры мира и согласия». Эта программа обладает особой актуальностью для нашего округа, так как в образовательных учреждениях обучаются и воспитываются дети более 70 национальностей. Как подчеркнул в Послании Федеральному Собранию Президент РФ В.В.Путин, именно через глубокое освоение русского языка у сегодняшних школьников сформируется современное мировоззрение, основанное на идеях толерантности и патриотизма. В Год русского языка эти слова приобретают особую актуальность.

Развитие общественно-государственного управления, создание управляющих советов в образовательных учреждениях позволят на практике реализовать идеи национального проекта. В этом году в управлении создан окружной Совет по модернизации образования, которому предстоит разработать программу, определяющую перспективные задачи нового этапа развития столичного образования.

В конечном счете все это, как сказал в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент В.В.Путин, позволит образованию стать конкурентоспособным в едином социально-экономическом пространстве страны.