Выпускница химического факультета Томского государственного университета Надежда Васильевна Коноплина приехала в Сургут в 1974 году, когда было здесь всего-навсего пять каменных домов. Но разве это могло напугать настоящего романтика и оптимиста, да еще с такой энергией созидания, которой обладает Надежда Васильевна? Уже в 1984 году Коноплина становится директором школы-новостройки, а в 1986-м ей приходит в голову идея создать на базе своей школы педучилище, ведь учительских кадров так не хватает молодому, растущему городу нефтяников. В 1992 году училищу был присвоен статус педколледжа, а уже в 1995 году колледж стал государственным пединститутом.

Пожалуй, самым ярким, самым насыщенным для вуза стал период с 2001 по 2005 годы. За эти пять лет вузу дважды пришлось пройти процедуру комплексной оценки своей деятельности: в 2001 году подтвердить аттестационный статус «институт», а в 2005-м - раньше на один год выйти на государственную аттестацию и получить новый статус «Сургутский государственный педагогический университет», минуя промежуточную ступень «академия».

- Секрет нашего успеха прежде всего в том, что и вуз в целом, и каждый из нас стремится к саморазвитию, к инновационной работе, к постоянному овладению новыми знаниями, - говорит Надежда Васильевна.

Оказалось, в вузе была принята программа «Пять шагов к успеху», определявшая стратегию развития вуза. Она и помогла выстроить управление учебным заведением в стабильном и в то же время инновационном режиме. Впрочем, как считает сама Надежда Васильевна, никакая программа сама по себе не обеспечит успеха учебному заведению, если не будет команды единомышленников и партнеров. У Коноплиной такая команда есть, между прочим, большинство преподавателей, работающих сейчас в педуниверситете, бывшие ученики ректора, когда она была еще директором школы, и выпускники СурГПУ.

СурГПУ - единственный педагогический вуз в округе, хотя педагогические специальности есть в Югорском государственном университете, Нижневартовском гуманитарном и Сургутском государственном университетах. Здесь сформирована особая педагогическая образовательная среда, будущие педагоги получают хорошую методическую и психологическую подготовку, которые им так необходимы при работе в школе.

- Между прочим, - с гордостью говорит ректор, - более 85 процентов наших студентов получают оценку «отлично» за прохождение преддипломной педагогической практики. Многих потом зовут в те школы, где они давали уроки, будучи студентами. А вообще более 60 процентов выпускников идут работать в школу и центры дополнительного образования, в детские сады, в спортивные школы и клубы.

Надежда Васильевна - человек скромный, считает, что ее вуз - самый обычный, провинциальный, да и молодой еще, особенно если сравнивать с такими мэтрами, как МГПУ или РГПУ имени Герцена, поэтому ни в прошлом, ни в этом году СурГПУ не участвовал в конкурсе инновационных вузов, хотя в университете ведется самая разнообразная инновационная работа. Так, за участие в разработке и оформлении методических инструкций по проектированию и внедрению кредитно-модульной структуры образовательных программ, индивидуально-ориентированных учебных проектов и балльно- рейтинговой системы оценки качества подготовки студентов университет получил грант от МГУ на 2 миллиона четыреста тысяч рублей.

- Учебный процесс, - поясняет Коноплина, - организован у нас на основе зачетных единиц. В университете также введена модульно-рейтинговая система, поэтому песенка многих поколений студентов «от сессии до сессии живут студенты весело» для наших ребят неактуальна. Так как от сессий мы просто отказались, повысив роль текущего контроля.

Инновации коснулись и преподавателей. Надежда Васильевна убеждена - оплата труда профессорско-преподавательского состава должна быть дифференцированной. Это стимулирует людей на овладение новыми знаниями, на самосовершенствование. Рейтинговая система оценки качества труда преподавателей введена в СурГПУ с 2002 года.

- После обсуждения на ученом совете мои коллеги согласились, что иного пути повысить качество учебного процесса нет, - говорит Надежда Васильевна. - Поэтому сейчас ежегодно проводим рейтинг профессоров, доцентов, деканов, старших преподавателей, ассистентов. По его итогам утверждается рейтинг того или иного преподавателя, и ему начисляется из фонда стимулирующей оплаты труда базовая надбавка на весь год. Кроме того, есть еще текущие надбавки.

...Инновационная деятельность дает свои плоды. Так оказалось, что молодой и небольшой по численности - 2000 студентов-очников и 750 заочников - СурГПУ оказался на 16-м месте в рейтинге среди 78 педагогических вузов страны. Кроме того, в прошлом году именно в СурГПУ был самый высокий конкурс во всем округе.

- Какие специальности сегодня наиболее востребованы? - спрашиваю Надежду Васильевну.

- Времена меняются, и сегодня самой популярной педагогической специальностью оказалась психология, на втором месте, как ни странно, педагогика и методика начального образования, а вот иностранные языки переместились на третье место в рейтинге популярности. Традиционно высокий конкурс на факультете физической культуры и спорта. Ну а самым большим в этом году - 16 человек на одно место - был конкурс на факультете управления, особенно востребована специальность «управление персоналом».

Сила руководителя в его команде и особенно в его заместителях. Правая рука ректора - Игорь Геннадьевич Глушков, профессор, почетный работник высшей школы. Он включается в нашу с ректором беседу и предлагает посмотреть еще три корпуса вуза. Оказалось, что СурГПУ владеет роскошным комплексом зданий, где находятся практически все основные факультеты. Именно там открыт концертно-спортивный комплекс на 500 мест.

Гордость университета - студенческий конкурс «Педагогический дебют», который проводится уже три года подряд. Участвуют в нем не только студенты-пятикурсники СурГПУ, но и будущие педагоги со всего округа и Тюменской области.

Светлана РУДЕНКО

Сургут