Продолжение. Начало в №№4,8,13,22,26,30,34,39,47,51 за 2006 год; №№4,8,17,21,26,31,34 за 2007 год.

Полностью публикация приведена в формате PDF:

Скачать/Просмотреть

(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Тематика семинара: «Психологическое и педагогическое обоснование положительного влияния шахмат на интеллектуальное развитие детей», «Методические основы обучения игре в шахматы детей дошкольного и младшего школьного возраста», «Презентация учебников и обучающих программ» и др. По результатам работы семинара его участники получат именные сертификаты. Так как вести данный семинар поручено мне, то читатели «УГ» получат возможность узнать о его итогах из первых рук.

ентябрь обещает быть жарким. Вот еще какие события ждут энтузиастов шахматного всеобуча:

Стартует масштабный эксперимент в Томской области, к которому томичи планомерно готовились целый год (см. «УГ» №51 за 2006 год).

Начнется преподавание шахмат с помощью компьютерных технологий в Ханты-Мансийском автономном округе (см. «УГ» №21 за 2007 год).

Не собираются сдавать позиций регионы-первопроходцы в вопросах шахматного образования: Калмыкия и Якутия.

Шахматы укрепят свои позиции в школах Набережных Челнов, Сатки, Нижнекамска, Новочебоксарска, Нижнего Тагила, Обнинска и других городов России.

Ожидается, что шахматы придут в школы Нижегородской области.

Особую надежду сторонники более широкого проникновения шахмат в начальную школу связывают с осенней сессией Государственной Думы, где должен решиться вопрос: быть или не быть предмету «Шахматы» в государственном образовательном стандарте? На пороге сентября заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Валентина Иванова заявила, что единственный прорыв, «который, надеюсь, удастся сделать в новом учебном году, - это преподавание шахмат в средней школе... Во всероссийском масштабе ставится вопрос о развитии, возрождении, достижении совершенно нового уровня в шахматном образовании наших детей. Это, как мне кажется, веление времени. Решая вопросы модернизации отечественного образования, надо думать, как наполнить образовательный процесс теми дисциплинами, которые в еще большей степени будут способствовать развитию умственного потенциала наших детей, их способности мыслить и действовать. С этих позиций, как мне кажется, шахматное образование необходимо отечественной школе на 100 процентов».

Предложения Госдумы имеют прочный фундамент. Шахматы как предмет по выбору пришли в начальные школы в 1994 году, когда по инициативе Минобразования РФ был создан курс «Шахматы - школе», который сегодня подкреплен учебно-методическим комплексом. 18 мая 2004 года Минобразования РФ выпустило приказ №2211 «О развитии шахматного образования в системе образования РФ».

Как относятся к новым инициативам Госдумы региональные органы образования?

Томская область. 9 августа губернатор Виктор Кресс провел совещание, на котором рассматривался ход подготовки к шахматному всеобучу. Начальник Департамента общего образования Леонид Глок сообщил, что около 230 школ готовы ввести с первого сентября обязательный шахматный курс для второклассников.

Нижегородская область. 7 августа заместитель губернатора по социальной политике Геннадий Суворов провел совещание по вопросу введения факультативных занятий по шахматам. Сообщается, что эксперимент начнется в семи пилотных районах. «Главным и единственным критерием должно быть желание детей», - сказал Геннадий Суворов.

Мурманск. Председатель городского комитета по образованию Борис Коган: «Это не новость для мурманских школ. У нас многие годы в школе №46 преподавались шахматы. Такие занятия приносили только пользу».

Новочебоксарск. Начальник управления образования городской администрации Ангелина Смирнова: «Обучение детей шахматам, безусловно, должно принести пользу. Однако в расписании занятий предмет может появиться лишь в том случае, если желание изъявят родители. Школа готова выполнить «заказ» пап и мам».

Череповец. Заместитель начальника управления образования Наталья Стрижова: «Нужны специальные учебники, рабочие тетради, преподаватели наконец. А где их взять на весь город? Конечно, это могут быть учителя младших классов, которые должны будут пройти специальную подготовку, или математики. Законодатели должны продумать все эти моменты».

Многие региональные руководители не знают, что «загрифованные» школьные учебники в Российской Федерации есть. И пособия для учителя к ним, и рабочие тетради... И есть где их взять. Удивительно, что не знают, ведь выход в интернет есть у каждого руководителя, а там за пять минут можно найти нужную информацию.

Отмечу, что, например, в Томской области к всеобучу готовились год. В итоге на свет появились «Решение коллегии Департамента общего образования Администрации Томской области от 9.11.2006 «О развитии шахматного образования в системе образования Томской области» и Приказ Департамента общего образования Администрация Томской области от 15.11.2006 №1234.

А вот подход коллег из Нижнего Новгорода вызывает некоторые вопросы. В частности, сообщается, что «для организации занятий будет издано специализированное учебное пособие тиражом 6 тысяч экземпляров». Известно, что для уроков в средней школе требуется полноценный учебно-методический комплекс, а не «свежевыпеченное» пособие. Прежде всего должна быть написана и одобрена Минобрнауки общеобразовательная программа. Затем - высококачественные учебники и т.п. К примеру, создание УМК «Шахматы - школе» и получение грифов заняло 14 лет! Это сложнейшая работа, но теперь нашему государству есть чем гордиться, а в других странах пока нет УМК, написанного специально для начальной школы.

Я не случайно так подробно касаюсь некоторых аспектов всеобуча, потому что уверен: этот номер «УГ» непременно ляжет на стол аналитиков Госдумы и поможет им в выработке итогового решения.

А теперь вернемся к курсу «Шахматы - школе». Двадцать первый урок - практический. Ученики должны поиграть друг с другом и с учителем в различные дидактические игры, где короли единоборствуют с ладьями, слонами, ферзями, конями и пешками.

Наглядный материал на учительском столе:

1) кукольный Веселый Горизонталик, который надевается на руку;

2) белые и черные поля, вырезанные из картонной доски;

3) горизонтали, диагонали, центр;

4) белый и черный короли.

На партах перед каждым учеником - шахматная доска, около нее стоят короли, остальные фигуры лежат в коробке. У стены - демонстрационная доска, рядом - магнитные фигуры.

Урок 21. Король против других фигур

В начале урока - повторение пройденного материала. Ученики называют шахматную доску, белые, черные поля, показывают горизонтали, вертикали, диагонали, по очереди достают из коробки и поднимают над головой фигуры: ладью, слона, коня, пешку, ферзя, короля. Ребята вспоминают ход ладьи, слона, ферзя, коня, пешки, взятие. Затем показывают те дорожки доски, по которым передвигаются фигуры. Педагог вызывает к учительскому столу кого-нибудь из учеников и просит его пройти по классу по правилам хода каждой из фигур.

После повторения пройденного материала ученики решают дидактические задания и разыгрывают с педагогом (или друг с другом) на выбор уже известные вам учебные положения дидактических игр «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру», «Перехитри часовых», «Сними часовых». Вот некоторые примеры.

«Атака неприятельской фигуры». Белый король должен напасть на одну из черных фигур. Под бой короля ставить, разумеется, нельзя.

Игорь СУХИН, старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО

Продолжение следует