Я привыкла работать со старшими, а тут всего лишь второй класс! Вопрос о том, насколько глубоко они поняли, что такое право выбора, не давал мне спать спокойно! И вообще, стоит ли с ними говорить об этом?!

Мои сомнения рассеялись после рассказа директора школы (по совместительству бабушки Севы!) о том, что произошло дома. После урока Сева принялся осмысливать происходящее (в тот момент в стране шла подготовка к выборам депутатов Государственной Думы), обращая внимание на то, о чем говорят по телевизору и пишут в газетах. Подойдя к роли будущего избирателя со всей ответственностью, он вырезал из газеты фотографию понравившегося кандидата, наклеил ее на альбомный лист и крупными буквами написал: ЭТО МОЙ ВЫБОР! Его младшая сестренка проявила завидный интерес к занятию брата и, увидев по телевизору человека с фотографии на Севином плакате, закричала: «Сева, иди скорей, твоего «очкарика» показывают!»

Вот тут и надо было видеть Севу, который со слезами на глазах побежал к маме и, задыхаясь от возмущения, выдал: «Мама, мама! Как она может оскорблять мой выбор!»

Для меня эта фраза стала главным аргументом, ЗАЧЕМ говорить об этом с детьми. Ведь знание, прежде чем стать собственно знанием, должно пройти через сердце человека (эмоции, отношение), должно стать нужным и важным для него! Иначе как воспитать понимание того, что твой выбор не покупается и не продается, это бесценная внутренняя работа сердца и разума, это то, что мы называем гражданская позиция.

Наши уроки могут стать поводом для таких открытий. Основу правового статуса избирателя составляют его права и обязанности, связанные с реализацией установленных законодательством принципов проведения в нашей стране выборов. Для сравнения напомню: в Бельгии закон обязывает граждан голосовать, в Австралии закон предусматривает высокие штрафы за неучастие в выборах и нарушителям закона сложно найти хорошее место работы и продвинуться по служебной лестнице. В нашей стране по закону никто не имеет права принуждать к участию в выборах. Быть или не быть избирателем, каждый решает сам.

Так что, для грядущей череды выборов в России вполне уместно перефразировать Аристотеля, ходившего при свете белого дня с фонарем, восклицая: «Ищу человека!» В нашем случае следует восклицать: «Ищу избирателя!»

Марина ШКРОБОВА, кандидат педагогических наук, помощник депутата Государственной Думы РФ, вице-президент МОО «За гражданское образование»