Цель данного урока - выявить интеллектуальный уровень класса и ценностные ориентиры.

Задачи: включить внимание учеников, создать доброжелательную атмосферу, активизировать речевую деятельность, актуализировать их интеллектуальный багаж, обеспечить двигательную активность, нагрузить аналитической работой две формы мышления - логическое и ассоциативное. Организовать по ходу урока свободный обмен мнениями.

Задание 1. Познакомимся с учебником. Прочтите про себя название учебника и объясните следующие слова: а) «введение», б) «обществознание».

Ремарка. Минута на обдумывание. Спрашиваю только тех, кто поднял руку. Ответы обобщаю и записываю: я - на доске, они - в тетради.

Введение - вступительная, начальная часть чего-нибудь. Обществознание - наука об основах общества.

Что означают цифры 8-9 на обложке? Поднимите руку, кто знает.

Ремарка. В зависимости от ситуации позволяю легкую иронию, например: «Вы меня радуете: судя по количеству рук, с заданием справилось большинство. Думаю, что те, кто не поднял руку, демонстрируют мне свою жизненную позицию. Какую?! Выясним после урока». Не исключены выкрики. Даю небольшой выход эмоциям, прислушиваясь недолго, затем продолжаю урок.

Действительно, цифры 8-9 означают, что мы будем вводиться в основы обществознания два года, в восьмом и девятом классах. В этом году познакомимся с понятиями «человек», «природа», «общество».

Задание 2. Посмотрите еще раз внимательно на обложку учебника и расскажите, что на ней изображено?

Ремарка. Еще минута на рассматривание. Правильный ответ: справа - храм Василия Блаженного, слева - Спасская башня Московского Кремля. Тех, кто ответил правильно, прошу подойти к классной доске и написать свою фамилию. Для этого доску делю на 2 или 3 части - в зависимости от количества рядов в кабинете. Каждый ученик вписывает фамилию.

Дополняю ответы учеников: Вы правильно определили два сооружения, которые входят в комплекс Красной площади. Она сегодня одна из красивейших площадей мира и одновременно свидетель нашей истории с конца ХV века. Посещение Красной площади - не только эстетическое наслаждение, но и встреча с национальными символами и смыслами. Так, Покровский собор начали строить по распоряжению царя Ивана Грозного в 1553 году в честь присоединения Казанского ханства. Его сооружали 7 лет под руководством русских мастеров каменных дел постника Яковлева и Бармы. Но в народной памяти он сохраняется как храм Василия Блаженного, по имени юродивого, похороненного на кладбище церкви Троицы, снесенной для возведения собора. Юродивый в понимании наших предков - это праведник, человек, отрешенный от мирской суеты. Такова, по выражению Белинского, «тайна народной психеи». Исстари на Руси считали: «Не стоит город без святого, селение без праведника». Праведники - нравственный камертон общества. Выражаясь современным языком, в русском менталитете нравственность - высший смысл жизни.

Другой объект, изображенный на обложке учебника, - Спасская башня, одна из 20 башен Московского Кремля. Наряду со своей высотой и стройностью она имеет еще одну отличительную особенность - куранты. Кремлевские куранты - башенные часы с музыкальным механизмом. За прошедшие века наша страна имела разные государственные устройства. Менялись политические режимы, государственные символы на башнях Кремля и тексты гимнов, но бой курантов свидетельствует, что сердце страны бьется и жизнь продолжается. Сейчас наше государство называется Российская Федерация, и живем мы в ХХI веке, который уже проявляет свои особенности.

Ушедший ХХ век был торжеством научно-технического прогресса. Благодаря достижениям науки и техники единой сетью информационных, финансовых, торговых связей охвачен практически весь земной глобус. Отсюда и название характерной черты наступившего ХХI века - глобализация. Житейское наблюдение о том, что каждая медаль имеет две стороны, подтверждается и в случае с техническим прогрессом. Положительная сторона - модернизация бытовых условий - оборачивается вызовом экологии. Хищнической деятельностью людей природа заведена в тупик. Теперь, чтобы сохранить себя и планету, современные мыслители в первоочередные выдвигают проблемы нравственности. По мнению авторитетных футурологов, США - мировой лидер либерализма - в одиночку не справятся с проблемами глобализации. Кто разделит с ними ответственность за будущее человечества? Среди стран называют - Китай, Россию, Бразилию.

Ремарка. Завершили 1-й этап урока, выполнив следующие задачи: включено внимание учеников, установилась доброжелательная атмосфера, активизировано поведение учеников, актуализирован их интеллектуальный багаж, обеспечена двигательная активность - учащиеся обрели рабочую форму. На это планировалось 15 минут.

Задание 3. Откройте учебник и сосредоточьтесь на цитате, помещенной на первом форзаце справа. Поразмыслим вместе с известным философом.

«Человек в известной степени вырастает, когда он познает самого себя и свою мощь. Внушите человеку сознание того, что он есть, и он скоро научится быть тем, чем он должен быть».

Высказывание принадлежит немецкому философу Фридриху Шеллингу (1775-1854). Определите продолжительность его жизни.

Ремарка. Эта дата несущественна для восьмиклассников, но на каждом уроке важно держать внимание ученика, обеспечивая его присутствие по принципу «здесь и сейчас».

- Правильно, семьдесят девять лет, - подтверждаю подсчет, - из которых более полувека он преподавал в разных университетах Германии и оставил в наследие человечеству свои философские труды. На что обращает философ наше внимание в первом предложении?

«Человек в известной степени вырастает, когда он познает самого себя и свою мощь».

В нем использовано изречение «Познай самого себя», которое было написано на храме Аполлона Пифийского в древнегреческом городе Дельфы. О том, как реализовать такой совет, узнаем на следующих уроках. Сейчас обсудим оборот «человек в известной степени вырастает». Как вы его понимаете?

Ремарка. Приглашаю к доске тех, кто дал интересный ответ. Он пишет свою фамилию или ставит дополнительный крестик у своей фамилии.

Вы привели в пример Арнольда Шварценеггера. Соглашусь с вами, что благодаря бодибилдингу австрийский подросток добился значительных результатов в физическом построении своего тела и вырос не только в глазах соотечественников, но и всего мира. Это позволило ему стать не просто звездой Голливуда, но символом сил Добра на киноэкране и губернатором в жизни. Причем ему, чужаку, доверили власть жители одного из богатейших американских штатов - Калифорнии. В любом обществе высоко ценится человек как личность. Почему?! Потому что для этого требуется добровольно проявлять силу воли, самодисциплину, ответственность, самоотверженный труд. Из-под палки сделать себя личностью невозможно. Вернемся к вашему примеру с бодибилдингом. Людей, занимающихся им, немало. Но здесь важен и мотив, который заставляет формировать свое тело. Если душа при этом не разбужена, а физическая сила используется в преступных целях или криминальных разборках, вряд ли «качок» сможет вырасти в общественном мнении, в лучшем случае в глазах незрелых подростков.

Задание 4. Перейдем ко второму предложению в высказывании Фридриха Шеллинга: «Внушите человеку сознание того, что он есть, и он скоро научится быть тем, кем он должен быть».

Философ использует слово «внушение» как одну из форм психического воздействия одного человека на другого. На каждого из нас воздействуют семья, школа, сверстники. Поскольку в каждом человеке содержится и доброе и злое, то любого человека легче побудить к недобрым мыслям и к злым поступкам, чем к добрым. Почему так происходит?! Зло уподобляют, образно говоря, спуску с горы, в то время как добро - это восхождение на гору. Что требует меньших усилий - спуск или подъем? Согласитесь, что вниз скользить легче, чем подниматься в гору. Восхождение на гору требует усилий, и чем выше цель, тем значительнее должны быть усилия и поддержка окружающих. Социум не всегда бывает доброжелательным и помогает развить телесные, умственные, эстетические, этические свойства. Приходилось ли вам слышать такой силлогизм: «Если говорить человеку постоянно «свинья» - он захрюкает»?

Внушая человеку, что он беспросветно тупой, не находя в нем никаких достоинств, можно довести человека до отчаяния и лишить его веры в собственные силы, у него опустятся руки и не хватит духа совершать добрые дела и поступки.

В Древней Греции и Древнем Риме эти времена называют античность, что равнозначно русскому слову «древность» - философы размышляли о человеке. Они предложили идеал человека, к которому должны были стремиться реальные люди, а на общество возлагалась обязанность создавать такие условия, чтобы и сам человек, и его отношения с другими людьми отличались гуманностью (humanus - по-латыни - человечный). Весь комплекс представлений античных философов о человеке и его отношениях с другими людьми назвали гуманистическим идеалом (homo - гомо - по-латыни - человек).

Ремарка. Прошу учеников открыть учебник на стр. 4 и читаю определение гуманизма: «Гуманизм - исторически развивающаяся система воззрений, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки справедливости общества».

За прошедшие с античности века система воззрений на ценность человека и ценности общества, без сомнения, изменялись, но продолжают сохраняться основные правила (или принципы) отношений между людьми. Человек в повседневной жизни должен руководствоваться великодушным, добрым отношением к людям, готовностью понять другого, стремлением видеть в нем равного себе, достойного уважения человека.

Современная молодежь переносит свое общение в виртуальное пространство интернета, в котором доминируют ценности западного общества потребления. На Западе к концу ХХ века укоренился «карающий критерий нормы»: не важно, какой он есть человек, важно, чтобы он имел соответствующий пэкидж (package - упаковка) счастья. И мелькают в виртуальном мире преуспевающие люди, которые следуют правилу: «все, что вас угнетает, вы не имеете права делать достоянием окружающих. У вас перед ними долг - быть счастливым». Реальное общество состоит не только из молодых и здоровых, успешных людей. В нем присутствуют инвалиды, старики, мамы с колясками - они нуждаются в заботах со стороны общества. Для этого в любом обществе предусмотрена система государственных органов, так называемая бюрократия. Это, фигурально выражаясь, слуги народа, которые получают заработную плату из налогов, взимаемых с реального сектора экономики, и в своей работе должны руководствоваться принципом гуманизма, то есть готовностью понять другого, стремлением видеть в нем равного себе, достойного уважения человека. Какова система воззрений современного российского общества, нам предстоит разбираться в курсе обществознания. Для начала можно отметить, что она далека от истинного гуманизма.

Задание 5. Обсудим еще одно высказывание на первом форзаце слева: «Кто движется вперед в знаниях, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед».

Оно принадлежит Аристотелю (384-322 гг. до н.э.) - известному мыслителю Древней Греции и воспитателю Александра Македонского. В античном обществе создавались школы, где обучали разным наукам и воспитывали молодежь, знакомя ее с моральными нормами поведения, с понятием о добре и зле, о том, что хорошо и плохо. Реальная жизнь всегда полна соблазнов, в античности были одна соблазны, сейчас - другие. Нередко общества предавали забвению этот идеал. Но время от времени появлялись люди, которые напоминали о нем и вновь вводили в обиход его принципы. Так, итальянскому живописцу, скульптору, архитектору, ученому Леонардо да Винчи (1452-1519) ставят в заслугу еще и то, что он «возродил образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам античности», и поэтому время, в которое жил Леонардо да Винчи, называется эпохой Возрождения.

Миграционные процессы в наш ХХI век оставляют злободневными слова английского политического деятеля Дизраэли, сказанные в конце ХIХ века: «Дворцы не могут жить спокойно там, где несчастны хижины». Поэтому на современном этапе человечество опять нуждается в возрождении гуманистического идеала, но уже с учетом вызова нашего времени - глобализации. В последние годы наше общество озабочено поисками национальной идеи. Может быть, она в том, чтобы Россия не только гордилась своей литературой, но и воплощала принцип: «нравственность - высший смысл жизни». Эта почва для консолидации и внутри нашего общества, и в глобальном масштабе.

При любых обстоятельствах перед учителем стоит одна задача - сеять разумное, доброе, вечное. Если его работа совершается в общественной атмосфере, где уважают человеческое достоинство и следуют гуманным идеалам, то любой человек распрямляется и наполняется энергией для созидания и самого себя, и страны.