В первую очередь это предполагает, конечно, владение информационными технологиями. Ах, как не по сердцу словеснику видеть на столах у ребят не томики стихов и прозы, а безликие листочки с распечатанными текстами. Но ничего не поделаешь - практично.

Настоятельная необходимость заглядывать в интернет возникла у меня несколько лет назад, когда прочитала написанные чужим языком сочинения двух отличников-девятиклассников. Возмутилась: «Учителя глупее себя считаете?» Нашла источники, распечатала, вложила в тетрадь каждому с рецензией, соответствующим образом прокомментировала вслух. Подействовало!

Анализируя с ребятами так называемые творческие работы, которые они зачастую бездумно скачивают из Сети, подвожу их к убеждению, что продукция эта в большинстве своем низкосортная, «осетрина второй свежести». Они-то, мои ученики, способны на большее. Называю адреса литературных, филологических сайтов, где публикуются серьезные статьи, дающие представление и о сегодняшнем прочтении классики, и о современном литературном процессе. Ежедневно просматривая в Сети новости культуры, напоминаю о присуждении литературных премий, новых кино- и театральных постановках.

Часто обращаюсь к старшеклассникам с просьбой помочь технически: устранить неполадки, разобраться в незнакомой программе. Юноши с удовольствием делают это, ощущая свою взрослость и востребованность. Все это рождает между учителем и учениками доверительные отношения, и тогда перестают тревожить мысли о разрыве поколений.

В последние годы, когда значительно улучшилась материальная база школы, урок литературы заиграл новыми красками. Ведь вполне реально увидеть на большом экране фрагменты экранизаций художественных произведений, прослушать медиалекцию, дающую превосходный образец анализа стихотворения с использованием видео- и аудиоряда. И если компьютерный класс занят уроками информатики, учитель-предметник имеет возможность взять в свой кабинет ноутбук с проектором и спокойно проводить занятие. При этом всякий словесник понимает: компьютер и компьютерные технологии - лишь один из удобных дидактических инструментов. Но он ни в коем случае не должен разрушать особую ауру урока литературы.

Ирина ИЦКОВИЧ, учитель русского языка и литературы средней школы № 22, заслуженный учитель РФ, Чапаевск, Самарская область