Баланс интересов

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» особо подчеркивается, что перемены не должны и не могут осуществляться как ведомственный проект, поскольку «интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства». Президент России в докладе на заседании Государственного совета «О развитии образования в Российской Федерации» 24 марта 2006 года указал, что нужны «принципиально новые оценки качества образования, причем с опорой на критерии, предъявляемые обществом, экономикой, работодателями, рынком труда».

Если ведомственные интересы не позволяют эффективно модернизировать систему, что можно поставить во главу угла? Согласно букве закона приоритеты четко определены и ранжированы по степени значимости: «Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства». Эта формулировка базируется на разработанной в конце ХХ века экспертами ООН концепции human development (развитие человеческого потенциала), в которой пересмотрено традиционное понимание развития как роста объема материальных благ и услуг. Целью общественного прогресса становится не достижение определенных экономических показателей, не формирование способности индивида к производительному труду на благо государства, а собственно развитие человека.

Декларируемый гуманистический характер перемен сам по себе не может служить руководством к действию, нужны специальные механизмы, позволяющие корректно поставить цели, диагностично определить их параметры, спланировать согласованную последовательность действий по их достижению, четко сформулировать и зафиксировать критерии оценивания успешности и, разумеется, предусмотреть возможность коррекции в ходе реализации. По описанию деятельности ясно, что речь идет о проекте.

Официально

Программу приоритетных национальных проектов, определяющую социальную политику страны до 2008 года, Президент России Владимир Путин выдвинул 5 сентября 2005 года на расширенном совещании с членами Правительства РФ, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета. В качестве приоритетных направлений «инвестиций в человека» глава государства выделил сельское хозяйство, жилье, здравоохранение и образование.

Непосредственная реализация четырех нацпроектов началась с января 2006 года, на эти цели из федерального бюджета было выделено 138 млрд. рублей. На проект «Образование» в 2006 году было израсходовано чуть менее 30 млрд. рублей, а в 2007 году - заметно больше, почти 50 млрд. рублей. Руководство нацпроектами осуществляют Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике и межведомственные рабочие группы по приоритетным национальным проектам. Первый вице-премьер Дмитрий Медведев, курирующий нацпроекты, заявил: «Чтобы не допустить утраты российским образованием своих преимуществ и одновременно усилить его инновационность, необходимо повышать и модернизировать требования к образованию. Формулировать современные запросы к образованию способен только рынок труда. Поэтому результативность реформ в образовании следует измерять по показателям его качества, доступности и соответствия потребностям рынка труда».

На официальном сайте нацпроектов www.rost.ru перечислены цели ПНПО:

1. Выявление возможных «точек роста» (государство будет делать ставку на лидеров и распространять их опыт, наиболее эффективные и успешные образовательные практики получат поддержку и впоследствии станут примерами качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех).

2. Внедрение новых управленческих механизмов (привлечение общественных организаций к управлению образованием, чтобы сделать систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества).

3. Изменение механизмов финансирования образовательных учреждений (новая система оплаты труда будет ориентирована на стимулирование качества и результативности педагогической работы).

Официальный сайт Министерства образования и науки РФ www.mon.gov.ru разъясняет, что «в первую очередь направления проекта комплексно работают на скорейшее введение и распространение новых финансовых механизмов, а также на развитие общественного участия в управлении образованием - наиболее действенные регулятивы качества образования».

Информированность населения

Реализация столь масштабных программ должна отражаться не только в документах финансовой отчетности, но и быть видна в реальной жизни каждому гражданину, ради блага которого и были задуманы приоритетные проекты. По словам генерального директора Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерия Федорова, результаты опросов в 2006 году показывают, что национальные проекты - это наиболее интересная населению инициатива государства за последнее время, но люди относятся к ним с большой долей скепсиса. Господин Федоров считает, что «ждать от россиян хорошего знания сути и целей нацпроектов не стоит в принципе». Уровень информированности людей о конкретном содержании нацпроектов оказался не слишком высок: больше половины (56%) россиян считают, что они в общем и целом понимают суть, но о деталях рассказать не могут, и только около 10% разбираются в нацпроектах хорошо. Интересно, что по известности среди населения (респонденты «хотя бы раз слышали о них») проекты расположились в такой последовательности: «Здравоохранение» (72%), «Образование» (69%), «Доступное жилье» (62%) и «Развитие АПК» (60%).

2-3 июня 2007 года в 153 населенных пунктах России о результатах первого года реализации нацпроекта «Образование» было опрошено 1600 человек. Цифры, опубликованные в пресс-выпуске №707, неутешительны: о проекте знают менее половины (48%) респондентов, из них только 5% считают, что «осведомлены хорошо», а 43% лишь «кое-что слышали», остальные 44% опрошенных заявили, что об этом нацпроекте им ничего не известно. Самая серьезная проблема заключается в том, что подавляющее большинство (85%) знающих о проекте услышали о нем из передач Центрального телевидения, а на местах информацию смогли получить не более четверти из тех, кто знает о нацпроекте.

Новые и старые направления работы

В 2006 году в нацпроекте «Образование» было выделено 9 направлений:

1. Стимулирование образовательных учреждений (вузов и школ), активно внедряющих инновационные образовательные программы, - по итогам конкурсного отбора государственная поддержка на реализацию программ развития должна быть оказана не менее чем 30 вузам (на общую сумму 20 млрд. руб.) и 3000 школ ежегодно (по 1 млн. руб.).

2. Информатизация образования - подключение школ к сети «Интернет» и оснащение компьютерными классами, разработка и размещение в открытом доступе на федеральном сайте 100 дистанционных образовательных программ.

3. Поддержка инициативной и талантливой молодежи - предоставление ежегодно не менее 2500 грантов на сумму 200 млн. руб.

4. Организация начального профессионального образования для военнослужащих - открытие 100 учебных центров (25 - в 2006 и 75 - в 2007 году).

5. Формирование сети национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня - на создание двух крупных университетов в Южном и Сибирском округах и двух бизнес-школ в московском регионе и Санкт-Петербурге запланировано выделить 3 млрд. руб.

6. Дополнительное вознаграждение за классное руководство - по 1000 рублей при нормативной наполняемости классов.

7. Поощрение лучших учителей - по результатам конкурса 10000 учителей, чья педагогическая деятельность будет признана достойной поощрения, получат премию в размере 100000 руб. (из этой суммы вычитается подоходный налог).

8. Поставка школьных автобусов в сельские территории - закупка в 2006 году не менее 3500 автобусов с учетом софинансирования регионов; средства будут распределяться пропорционально количеству сельских школьников с удвоенной квотой для дотационных регионов.

9. Оснащение школ дотационных регионов учебным оборудованием - не менее 5 тыс. школ ежегодно должны получить комплекты современных наглядных пособий и учебного оборудования.

В 2007 году список претерпел некоторые изменения и сегодня состоит из 11 пунктов. Изменились многие количественные показатели нацпроекта. Программы, касающиеся инновационных школ и вузов, разделились и реализуются независимо друг от друга. Поставки учебного оборудования идут не только в дотационные регионы. Добавились два новых направления - поддержка учреждений начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО) и модернизация региональных систем образования, которая стала самой масштабной частью ПНПО - на нее выделено 7,5 млрд. рублей.

Промежуточные итоги

22 августа 2007 года состоялось заседание коллегии Министерства образования и науки, на которой рассматривался ход реализации национального проекта. В своем докладе заместитель руководителя Федерального агентства по образованию (Рособразование) Евгений Бутко отметил, что благодаря реализации национального проекта в школах не только улучшается материальная база, но и повышается их финансовая и юридическая самостоятельность, поэтому следует продолжать работу по формированию инновационных «точек роста» в сфере образования, однако необходимо уделить повышенное внимание обучению современному менеджменту и управлению руководителей образовательных учреждений, поскольку именно в этих областях возникают проблемы.

«Никто никого не заставлял участвовать в нацпроекте. Все брали на себя обязательства добровольно. А теперь самый масштабный и значимый из всех направлений нацпроект «Образование» в полной мере не выполняется», - констатировал министр Андрей Фурсенко. Выяснилось, что регионы еще «в самом начале признавались, что не знают, за что берутся», а сегодня, затягивая освоение средств нацпроекта, «ставят себя в сложное положение».

Тем не менее в целом министр доволен результатами и заявил: «Растет доверие к нацпроектам: постоянно увеличивается количество конкурсных заявок. Люди верят в то, что это реальные конкурсы, и готовы в них участвовать». Статистика свидетельствует, что на конкурс инновационных школ подано в 1,4 раза больше заявок (2006 г. - 6 тыс., 2007 г. - уже 8,6 тыс.), на конкурс лучших учителей - в 1,6 раза больше (2006 г. - 18 тыс., 2007 г. - 28,5 тыс.)

В отчете Совета по реализации нацпроектов 10 января 2007 года было сказано, что на создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня средства расходовались медленнее всего: «Из выделенных 3 млрд. руб. было использовано лишь 350 млн. руб., что объясняется сложностями подготовки нормативно-правовой базы для реализации этих направлений национального проекта». Но уже в апреле текущего года на совещании рабочей группы по реализации приоритетного нацпроекта «Образование» были одобрены их программы развития, в конце 2006 года открылись две бизнес-школы, а летом 2007 года в Сибирский и Южный университеты было принято более 10000 абитуриентов.

Противопоставления

Почему в реализации нацпроектов возникают сложности? Как их можно преодолеть? На эти вопросы трудно дать исчерпывающий ответ, но, возможно, некоторые рассуждения на заданную тему позволят приблизиться к пониманию и помогут осознать ряд причин.

Самое очевидное противоречие лежит на поверхности. Дмитрий Медведев в интервью газете «Коммерсант» подтвердил: «Сама по себе идея была взята, строго говоря, из бизнес-опыта. И доказала свою жизнеспособность на деле». Но именно бизнес-опыта не хватает в образовании! И, может быть, нужно сначала обучить менеджеров, а затем приступать к реализации проектов?

Вторая оппозиция: «инновационность - консерватизм». Школа всегда была ориентирована на сохранение норм и традиций, и любые перемены педагогическим сообществом встречались с настороженностью, а уж интенсивные реформы последних лет создали резко негативное отношение к любым инновациям. Ничего удивительного, что попытка выявить в образовательной среде «точки роста» переросла в «раздачу всем сестрам по серьгам», причем не за будущие, а за былые заслуги. Если в конкурсе вузов и школ этот мотив слегка завуалирован, то награды лучшим учителям точно достаются за уже достигнутые результаты.

Еще одна проблема - необходимость самопрезентации. Традиционно этическим образцом для педагогов была скромность, поэтому многие до сих пор считают «умение подать себя» признаком дурного воспитания и отказываются рассказывать о себе.

Престиж учительской профессии за последние годы упал во многом благодаря неприлично низкой оплате учительского труда. Те, кто хотел зарабатывать, вынуждены были сменить род занятий, а те, кто остался в школе, в качестве защитного механизма выбрали девиз: «Не в деньгах счастье». Именно для них, энтузиастов и бессребреников, шокирующим было предложение победить в конкурсе и получить деньги, сопоставимые с их годовой зарплатой. Те, кто решился, испытывали моральные муки и часто... неприязнь и непонимание коллег. С подробностями все желающие могут ознакомиться на форуме Всероссийского интернет-педсовета: http://pedsovet.org/forum/forum132.html.

Елена ЗАЧЕСОВА, старший преподаватель и методист кафедры открытых образовательных технологий Московского института открытого образования