- Александр Петрович, подготовка к олимпиадам по информатике - это особая работа, отличается от обычной преподавательской деятельности?

- Это совершенно отдельная система - тренировки, разбор алгоритмов, которых в школьной программе просто нет. Технология такая: мы замечаем талантливых ребят где-то в пятом классе, начинаем с ними работать. Собственно, пятый класс мы набираем по результатам обучения третьеклассников, четвероклассников в так называемой воскресной школе, организованной при нашем лицее, - там дети занимаются математикой, русским, готовятся к поступлению к нам. 300 человек ходят в воскресную школу, мы берем максимум 30. Десять человек на место примерно получается. И среди этих тридцати по-настоящему талантливых единицы.

- Большой конкурс...

- Да, конкурс у нас большой, мы на хорошем счету. Родители хотят сюда попасть, особенно те, которые знакомы с лицеем, у кого старшие дети здесь учились.

Информатика в нашем лицее с пятого класса. Вообще с младшими школьниками работают немногие, в их числе моя супруга Татьяна Петровна. После того как они более или менее продвигаются, их подхватывает наш сын Андрей. Такая у нас семейственность...

Александр Петрович улыбается.

- Он аспирант, нашу школу закончил, затем Южно-Уральский государственный университет, сейчас в аспирантуре учится. Дальше ребят подхватывает тренер Евгений Иоголевич, кстати, племянник Ивана Иоголевича, учителя года России-2005. Он тоже УЮрГУ закончил и тоже в аспирантуре. И Андрей, и Евгений сами прошли эти олимпиады. Теперь готовят к ним школьников.

Тут есть серьезная проблема. Программированием занимаются те учителя, которые попали в школу, когда появился курс «Информатика», переквалифицировались в свое время. Их можно по пальцам пересчитать. Эти педагоги-тренеры уже все в возрасте, под 60 лет, скоро на пенсию. А новое поколение, те, кто учится в пединститутах, часто не дотягивают по уровню... У нас из 6 преподавателей на кафедре информатики классическое педагогическое образование имеет всего один.

Среди студентов педуниверситетов тоже есть продвинутые товарищи. Но они в школу не пойдут, они пойдут деньги зарабатывать. Если человек может получать 15 тысяч, зачем он пойдет учителем за 3-4 тысячи? А те, которые не «блещут», нам не нужны.

- Для олимпиады нужна какая-то особая подготовка?

- Да. Надо изучать дополнительные темы, которых нет в школьной программе. А иначе ты на олимпиаде ничего не займешь.

- Что главное в подготовке, Александр Петрович?

- Во-первых, надо знать все приемы и алгоритмы, которые используются для решения задач. Это высшая математика под программирование - целые математические разделы. Не зря те, кто занимает призовые места в информатике, хорошо разбираются и в математике. Есть и геометрические задачи. Это дополнительные баллы.

Во-вторых, надо уметь оценивать задачу, ее объем, рассчитывать, сколько времени уйдет на решение. Ведь временные рамки всегда жесткие задаются.

В-третьих, надо уметь быстро работать на клавиатуре, оперативно пользоваться инструментами, с помощью которых решается задача, средой. У нас был Денис Кудрявцев, который с всероссийских олимпиад дипломы первые привозил, он так делал: дают задачу на много листов, надо прочитать, время потратить. Он ставил листы, читал и одновременно заготовки для задач делал. Но это надо мыслить соответственно, склад ума особый нужен. И тренировка. Призовых мест не займешь без тренировки.

- А как складываются судьбы детей, которых вы готовите к олимпиадам?

- Могу сказать о ребятах из первых летних школ, которые прошли в 1984-1985 годах. Треть из них в Штатах, во Франции, в Германии. Многие остались в России.

Куда бы эти дети ни поступали, они так или иначе свою деятельность связывают с информационными технологиями.

Сегодняшние победители олимпиад поступают в Физтех, в МГУ, Высшую школу экономики. Все на бюджет в основном, редко кто на платное отделение. Учатся и в Челябинском государственном университете, и в Южно-Уральском государственном университете. Многих зовут в питерские вузы, берут без экзаменов, даже с дипломом областной олимпиады.

Тут взаимосвязь: дети побеждают на олимпиадах и создают нашему лицею добрую славу, а мы благодаря престижу школы можем создавать хорошие условия для таких ребятишек. Победители олимпиад - это наша гордость, наше лицо.