Так же, как невозможно стать мастером-сварщиком по книгам, нельзя стать психологом и педагогом, прочтя в газете или журнале статью об инновационной технологии, применяемой при работе с различными категориями лиц. Это как если бы человек с улицы, пролистав брошюру из цикла «Сохранить семью за 10 занятий», начал заниматься психологическим консультированием по проблемам брака, или, ознакомившись с самоучителем по работе на персональном компьютере, посчитал бы вправе называть себя репетитором.

Поэтому обмен опытом лучше всего осуществлять в рабочем режиме - в мастерских, на семинарах, мастер-классах, тренингах и так далее. Конечно, невозможно презентовать готовую технологию по работе с живыми людьми, но в процессе информационного и коммуникационного обмена знаниями необходимо делиться с коллегами новаторскими разработками, практикой применения тех или иных технологических и методических приемов.

Все вышесказанное относится и к разработанной и апробированной нами на практике технологии скрытого опосредованного терапевтического воздействия, когда главным инструментом для достижения психолого-педагогических и психотерапевтических целей выступает персональный компьютер. Очень важно отметить тот факт, что данная технология применяется нами при работе исключительно со взрослыми людьми, имеющими нарушения соматического и ментального здоровья. Использовать же ее на занятиях с другими категориями учащихся можно лишь после определенной модернизации. И в таком случае она требует дополнительной апробации и последующей «доводки».

Для начала отметим некоторые организационные особенности построенной нами образовательной среды: ученики выполняют задания на компьютере, занимаясь с педагогом в присутствии психолога; в аудитории создана спокойная, некритичная атмосфера без акцента на заболевание, но при этом в помещении находятся и другие люди (некоторые преподаватели кафедры психологии, студенты-психологи). Образовательное пространство организовано таким образом, чтобы в нем присутствовали и были задействованы тем или иным образом самые разные люди. Например, учащиеся вполне могут обратиться за помощью или советом к незнакомым людям, сидящим в той же аудитории.

Задания сконструированы так, что они нацеливают человека на самостоятельный поиск ответа, расширение зоны ближайшего разыскивания правильного решения, постановку дополнительных условий. При этом поддерживается успешное решение учебной задачи, а уровень сложности задач постепенно усложняется. В таких условиях можно говорить о достижении педагогической цели посредством программированного обучения.

Психологические цели при такой организации образовательного процесса достигаются несколькими способами. Благодаря регулярной скрытой проективной и косвенной диагностики психолог постоянно в курсе состояния клиента, может контролировать и отслеживать динамику изменений, происходящих с личностью. В результате поведенческой терапии преподаватель выполняет некоторые рекомендации по построению взаимоотношений между ним и учеником, выступая, когда это необходимо, то в роли стимула, то в роли авторитетного наставника, ученика своего ученика и так далее. Здесь речь идет о соединении методов поведенческой терапии с методами психодрамы.

Психотерапевтические цели достигаются путем реализации психологических и педагогических задач, поставленных в начале обучения. Так, например, снятие некоторых «зажимов» при взаимодействии с посторонними людьми, вызванных особенностями нарушений соматического характера, происходит несколькими путями: общением с педагогом и психологом, с находящимся рядом соседом по парте, с присутствующими в аудитории преподавателями и студентами.

Описанная технология достаточно доступна и проста в обращении, однако не стоит применять ее без предварительной подготовки. Необходимо выяснить историю клиента, создать емкие установки присутствующим в аудитории преподавателям и студентам, прописать конкретные «роли», подобрать план занятия, составить задания и так далее. Несмотря на то что технология во многом напоминает психодраматические техники работы, очень большое внимание при ее применении уделяется не спонтанности, а проработке сценария и прописывания «ролей». Без этого замаскировать терапевтическое воздействие не удастся, что может привести к нежелательным последствиям.

Мария ПОЗЫВАЙЛОВА, психолог, преподаватель Северо-Кавказского государственного технического университета, Ставрополь, pozyvailova@yandex.ru