Как же этот ресурс используется в настоящее время? По словам президента Владимира Путина, «только 5 процентов учителей используют сегодня информационные технологии в учебном процессе, в то время как в странах Западной Европы эта цифра значительно выше. В Великобритании, например, этот показатель уже приблизился к 60 процентам...».

Активное использование ИКТ в учебном процессе способно обеспечить доступ учеников к современному учебному оборудованию и современным технологиям при минимальных финансовых затратах со стороны государства. Как это происходит в реальности? Покажем это на примере физического и технологического образования.

Не так давно в профессиональном лицее №15 Пскова и в средней общеобразовательной школе поселка городского типа Пыталово (Псковская область) прошли открытые уроки по физике. Неординарность их состояла в том, что ученики в реальном времени через Интернет снимали информацию с работающих физических установок, находящихся в научно-технической лаборатории филиала Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета (СПбГИЭУ). Процесс снятия этой информации и передачи ее по Сети обеспечивался аппаратурно-программной средой «Intelcon», созданной коллективом разработчиков из Москвы и Пскова.

Кроме того, для обеспечения эффекта реального общения между передающей и принимающей сторонами параллельно с программой «Intelcon» работала программа Skype, с помощью которой передавалось видеоизображение работающей физической установки и велось речевое общение. Видеоинформация отображалась на ПК учителя и выводилась на большой экран. Таким образом, ученики видели на большом экране работающую физическую установку, а на своих мониторах - снимаемые с установки данные, поступающие в реальном времени.

Проведенные уроки вызвали огромный интерес педагогов области. По единодушному мнению представленная аппаратурно-программная среда позволяет перейти на новую, более высокую ступень информатизации образования и автоматизацию физического и технологического эксперимента.

Посредством Интернета занятия, проводимые с реальными сложными и наукоемкими установками, можно сделать информационно гораздо более насыщенными. При этом удается интегрировать знания фундаментальных естественных наук (математики, нескольких разделов физики, технологии, информатики), придав им современную практическую направленность.

Аппаратурно-программная среда «Intelcon» открывает новые возможности в дистанционном технологическом эксперименте и, следовательно, в технологическом образовании. На прошлогоднем совещании с членами правительства президент Путин предупреждал о возможности угрозы технологического разрыва, чреватой последствиями для всей страны. Но с чего следует начать преодоление этого разрыва? Конечно же, со школы! Именно в школьные годы процесс постижения человеком окружающего мира наиболее интенсивен.

В техническом плане аппаратурно-программная среда «Intelcon» дает возможность решения учебных задач по управлению через Интернет сложными техническими объектами: некоторыми станками, движущимися объектами, технологическими процессами. Так, уже создан графический интерфейс для задания программы работы прецизионного координатно-сверлильного станка, управляемого с ПК. Программу его работы можно передавать по Интернету и, следовательно, дистанционно управлять производственным процессом*. Очевидно, что постановка и решение в процессе обучения задач подобной направленности имеет большое практическое значение для подготовки специалистов современного уровня: рабочих, инженеров, исследователей.

Проведенные уроки позволяют сделать и такой вывод: наличие в области даже одного межшкольного центра, оснащенного самыми современными физическими и технологическими установками, позволяет через Интернет обеспечить доступ к его ресурсам всем школам области. Во многих случаях станет необязательным содержать в каждой школе дорогостоящую лабораторную базу (по крайней мере, в части физического и технологического эксперимента) и высококвалифицированный обслуживающий технический персонал. В то же время в таком центре можно поддерживать и развивать материально-техническую базу «в ногу со временем» и знакомить с ней не только учителей, но и учеников. Такой центр может служить хорошей экспериментальной площадкой, ориентиром в системе естественно-научного образования, являющегося важнейшей предпосылкой экономического развития государства.

Александр КАРАЧЕВ, декан факультета технологии и предпринимательства Московского педагогического государственного университета, Валерий АГАФОНЦЕВ, заведующий кафедрой математических и естественных наук филиала СПбГИЭУ в Пскове