Чтобы получить ответы на эти вопросы, необходимо провести анализ технико-технологических возможностей потенциальных потребителей сетевых информационно-образовательных услуг.

Подготовка для проведения такого анализа должна включать следующие этапы работ.

Первый этап. Выбор метода анализа.

Второй этап. Формирование репрезентативной выборки.

Третий этап. Выделение ключевых характеристик, с помощью которых будут оцениваться потенциальные пользователи образовательных услуг средствами электронного обучения

(e-Learning). Например:

• технико-технологическое обеспечение пользователей;

• мотивация использования интернет-технологий;

• отношение и готовность использования технологий e-Learning.

Четвертый этап. Группирование всех показателей в блоки.

Блок 1. Личность потенциального потребителя сетевых информационно-образовательных ресурсов.

С помощью этих показателей можно сформировать представление о том, кто является потенциальным потребителем услуг e-Learning. Позволяют выяснить:

• личность респондента (демографические характеристики);

• роль (позицию) респондента в процессе трудовой деятельности.

Блок 2. Характеристики технико-технологических возможностей потенциального потребителя сетевых информационно-образовательных ресурсов.

Показатели данного блока помогают сформировать представление о том, какими техническими и коммуникационными возможностями располагает потенциальный потребитель услуг электронного обучения. Основные характеристики:

• использование компьютерной техники на рабочем месте и дома;

• подключение к интернет-каналам на рабочем месте и дома;

• каналы связи.

Блок 3. Характеристики мотивации использования интернет-технологий.

Показатели помогают сформировать представление о мотивах активного использования интернет-сервисов:

• объект трудовой деятельности (характеристики предприятия, компании или организации, где работает респондент);

• позиция респондента в организационной структуре;

• специальность (образовательная программа), на которой планируется обучение.

Блок 4. Характеристики, определяющие отношение и степень готовности использования технологий e-Learning.

С помощью показателей данного блока можно сформировать представление о том, как относятся потенциальные пользователи к обучению средствами e-Learning. Главные моменты:

• отношение к обучению средствами e-Learning;

• возможные временные затраты на обучение средствами e-Learning;

• возможные материальные затраты на обучение средствами e-Learning.

Пятый этап. Составление перечня параметров для каждого блока характеристик.

Технико-технологические параметры:

• виды подключений к коммуникационным каналам дома и на рабочем месте;

• виды интеграции внутрикорпоративного информационного пространства (корпоративные информационные системы, intranet, extranet, CRM, SCM и др.);

• использование ПК и Интернета дома и на рабочем месте;

• используемые интернет-сервисы;

• используемые программные системы.

Тематические параметры:

• форма собственности предприятий, где работает респондент;

• сфера деятельности;

• ранг респондента;

• мотивация использования ИКТ-технологий;

• регион.

Личностные параметры:

• возраст;

• образование;

• пол.

Рассмотрим некоторые результаты исследований технико-технологических возможностей потенциальных потребителей сетевых информационно-образовательных услуг, которые проводились на контингенте учащихся Российского государственного гуманитарного университета (Москва), включая его региональные подразделения (36 филиалов).

Исследуемую совокупность составили студенты Москвы, Московской области и некоторых других регионов (Великий Новгород, Калуга, Нижний Новгород, Тольятти). Опрошенные (8760 человек) обучаются по специальностям: «государственное и муниципальное управление», «менеджмент организации», «документоведение и документационное обеспечение управления», «финансы и кредит», «экономика и управление на предприятии», «юриспруденция», «прикладная информатика».

Личность потенциального потребителя

Чем характеризуется состав потенциальных потребителей услуг e-Learning?

В исследуемой выборке 74% составляют женщины, 26% - мужчины. Данное процентное соотношение респондентов по полу достаточно стабильно в течение 2000-2006 годов.

В исследуемой выборке наибольшее количество респондентов составляют возрастную группу от 20 до 30 лет (45%), до 20 лет - 37%, от 30 до 40 лет - 15% и старше 40 лет - 3%.

Для построения системы e-Learning важно понимать, какую позицию занимают обучаемые в организационной структуре, так как это будет влиять на содержание и глубину подготовки образовательного контента. В исследуемой выборке 58% составляют рядовые сотрудники, 27% - специалисты, 14% - руководители среднего и высшего звена.

На методы и модели построения учебного процесса влияет уровень образования учащихся. Для выпускников средних школ, чей опыт организации самостоятельной работы с учебным материалом еще мал, учебный процесс должен строиться с большей степенью мотивации и контролирующих функций, в то время как для студентов, получающих второе высшее образование, образовательный контент должен включать как можно больше исследовательских междисциплинарных проектов.

В исследуемой выборке 43% составляют выпускники средних школ, 33% - ссузов, 17% - спузов, 6% - вузов. Надо отметить, что 39% имеют высшее и среднее специальное образование, что соизмеримо с количеством выпускников средних учебных заведений.

Технико-технологические возможности потенциального потребителя

Количественный анализ результатов опроса за 2006 год показал, что:

• 78% респондентов используют персональные компьютеры дома, 50% - на рабочем месте, 5% не пользуются ими;

• 50% пользователей Интернета выходят в Сеть из дома, 28% - с работы, 19% не пользуются Интернетом;

• 57% респондентов в возрасте до 20 лет являются пользователями Интернета из дома, 42% - от 21 до 30 лет, 41% - от 31 до 40 лет, 58% - от 41 до 50 лет.

Процент пользователей Интернета из дома с учетом образовательных программ, по которым обучаются респонденты, составил:

• прикладная информатика - 100%;

• менеджмент организации - 90%;

• государственное и муниципальное управление - 51%;

• экономика и управление на предприятии - 44%;

• финансы и кредит - 44%;

• юриспруденция - 43%;

• документоведение и документационное обеспечение управления - 43%;

• психология - 34%.

В 2000-2002 годы интернет-сервисами из дома пользовались около 3% в год, в период 2003-2004 годов - около 8% в год, в 2005 году - 10%.

Процент студентов, имеющих дома подключение к Интернету, составил:

• Москва - около 90%;

• областные центры - от 55% до 80%;

• Московская область - от 20% до 70%.

Интересный результат получен при анализе подключения к Сети из дома по возрастным группам. В 2002 году наблюдался значительный рост подключения к Интернету возрастной группы старше 40 лет. В 2005 году темпы роста и число подключений сравнялись по таким возрастным группам, как до 20 и старше 40 лет. Динамика роста подключения к Интернету пользователей в возрасте от 20 до 40 лет примерно равная и составляла в период с 2003 по 2005 год примерно 10% в год.

К этому же блоку относился опрос респондентов по активности использования различных поисковых систем (см. рис. 1). Выяснилось, что наиболее часто пользуются системами Yandex (49%) и Rambler (28%).

Мотивации использования интернет-технологий

В ходе опроса была исследована зависимость степени активности использования интернет-сервисов от объекта трудовой деятельности, то есть учитывались характеристики предприятия, компании или организации, где работает респондент.

По результатам анализа наблюдается следующая корреляция: сотрудники негосударственных предприятий/компаний более активно используют различные интернет-сервисы в своей трудовой деятельности (53%) по сравнению с сотрудниками государственных организаций (28,9%).

Как же степень активности использования интернет-сервисов зависит от позиции респондента в организационной структуре?

Было выявлено, что в своей трудовой деятельности различные интернет-сервисы используют:

• 80% руководителей высшего звена;

• 52,6% руководителей среднего звена;

• 50,5% специалистов;

• 37,8% рядовых сотрудников.

Перед исследователями стояла задача - провести анализ основных видов деятельности пользователей в Интернете. Результаты данного исследования приведены на рис. 2.

Отношение и степень готовности использования технологий e-Learning

По результатам опроса можно сделать вывод: большинство учащихся (45%), не имея никакого опыта изучения дисциплин с помощью

e-Learning, не могут выразить свое отношение к возможности изучения курсов на базе интернет-технологий. Положительно относятся 35% респондентов, отрицательно - 20%.

Помимо этого большинство потенциальных учащихся (44%) имеют возможность отводить обучению через Интернет 1-2 часа в день.

Сумма, которую они могут потратить, в среднем составляет 300-500 руб./мес.

Какой вывод можно сделать из всего этого?

Если перед вами стоит задача формирования электронных информационно-образовательных ресурсов и предоставления образовательных услуг средствами e-Learning, знание определенных характеристик потенциальных пользователей данных услуг и ресурсов будет только способствовать успеху в данной сфере деятельности.

Лада СЫСОЕВА, директор Центра дистанционных технологий обучения, Российский государственный

гуманитарный университет