- Наш университет работает в тесном контакте с педколледжами. Найдены эффективные формы: творческие встречи и совместные публикации, конференции, участие в итоговой аттестации студентов и т.д. И тем не менее не решен вопрос о преемственности в деятельности вуза и колледжа. Нас волнует низкий процент выпускников, которые идут в детские сады. Одна из причин: студенты и в коллеже, и в вузе получают такое широкое образование, которое можно применить в другом месте. Это и хорошо, и плохо. Хорошо, что наши специалисты востребованы сегодня, плохо, что они не идут в детские сады.

Менять содержание образования с целью заузить его, думается, не стоит. Наоборот, надо подумать о расширении его, чтобы специалист, закончивший университет или колледж, умел работать с детьми и в детском саду, и в детском доме, и в семье. Это потребует некоторого изменения акцентов в подготовке студентов, нам нужно выпускать специалистов, владеющих знаниями и умениями воспитания и обучения ребенка от рождения до школы, в каких бы условиях это воспитание и обучение ни осуществлялось. Такой подход заставит нас сосредоточить внимание на ребенке, на том, чтобы получше узнать индивидуальные особенности его развития и научиться подбирать не только общую, но и индивидуальную технологию воспитания.

Другая, традиционная причина - низкая зарплата сотрудников дошкольных учреждений. Вопрос о зарплате от нас с вами мало зависит, хотя и здесь хотелось бы большей активности со стороны наших профсоюзов.

Существенная причина - мотивация к педагогической деятельности. Наша совместная работа должна идти в направлении воспитания у студентов колледжа и вуза интереса, любви к ребенку и, что очень важно, ответственности за его жизнь, развитие. А это, если хотите, напрямую связано с гражданской позицией студента, с развитием у него самого чувства патриотизма, понимаемого прежде всего как ответственность за все происходящее в стране. И это не высокие слова, это глубинная сущность нашей профессии, так как в наших руках будущее нашей страны, и каким оно будет зависит от подрастающего поколения, от того, что мы заложим в личность с самого раннего возраста. И не вам мне говорить о значении для человека этого периода в его становлении. У каждого педагога мотивом его деятельности должно быть: «если не я, то кто?». К сожалению, среди молодых специалистов сегодня слишком много людей безразличных к общественным проблемам, большая сосредоточенность на себе, на своем личном благополучии даже вопреки профессиональному долгу.

Педагогическая работа, особенно работа воспитателя, - тяжелый труд. Студенты довольно рано начинают это осознавать. Довольно скоро может наступить период профессионального выгорания. И тогда молодой специалист решает изменить профессию, покинув педагогическую, или становится безразличным к ней, работает кое-как. И то и другое плохо. Необходимо в учебные планы колледжей и вузов вводить психологический тренинг, направленный на реабилитацию, на управление своим состоянием, на умение вовремя себе помочь, не допуская профессионального выгорания.

И наконец, проблема самоуправления. Самоуправление - важная составляющая в подготовке специалистов и в колледже, и в университете. Оно способствует закреплению и воспитанию лидерских качеств, так необходимых педагогу разного уровня. Содержание самоуправления разнопланово: самоуправление в учебном процессе, когда студенты берут на себя какие-то функции в преподавании (участие в чтении лекции, в проведении практических и семинарски занятий - мы в университете часто используем эту форму самоуправления, она очень нравится студентам); самоуправление в руководстве, к примеру, факультетом (когда студентам передаются частично функции руководителей отдельными направлениями работы на определенное время); самоуправление в осуществлении отдельных воспитательных мероприятий. Мы опираемся на студенческий актив, студенческий совет. Многое удается в этом направлении работы и в колледже, и в вузе. Тем не менее именно здесь еще остается большое поле деятельности для определения содержания и выработки таких форм самоуправления, которые не были бы игрой для студента, а являлись сущностью в их учебе в колледже и в университете.

Остановлюсь на специальных положениях, требующих преемственности в работе колледжа и вуза. Чего не знают и чего не умеют вновь поступившие к нам из колледжей студенты?

Но прежде я должна сказать, что наши московские колледжи готовят добротных специалистов. И в общей своей массе это преданные нашей профессии люди. Мы видим это по студентам, которые приходят к нам учиться на вечернее отделение. Наряду с этим, конечно, есть что совершенствовать.

В вузе студенты приобретают другую квалификацию - руководителя и преподавателя. Однако понятно, что быть хорошим руководителем воспитателей без досконального знания этой квалификации невозможно.

Задача колледжа - подготовить студента к грамотной практической работе с детьми. А это значит, что содержанием каждого специального предмета должны быть конкретные методы, приемы работы с детьми, овладение студентами технологией воспитания и обучения ребенка разного возраста. Конечно, студент должен хорошо ориентироваться в методической литературе, уметь ее анализировать и разумно выбирать, подчиняя поставленным задачам. Именно таких умений часто и недостает студентам университета, пришедшим из колледжа. Их квалификация - воспитатель дошкольного учреждения. Но при этом мало знают наизусть стихов, потешек, поговорок, песен, хороводов, игр. А ведь воспитатель дошкольников должен быть буквально «пропитан» всем этим. Не только знать методику организации игр, но знать сами эти игры в большом количестве.

Существенный пробел в подготовке - незнание раннего возраста. Студенты колледжа практически не понимают, не осознают большое значение пренатального периода и раннего возраста в становлении личности человека и, конечно же, не владеют методикой работы с такими детьми. Это серьезный пробел в подготовке специалиста, да и в подготовке девушки к роли будущей мамы.

Сегодня актуальна проблема работы с детьми-сиротами. Это особая категория детей, работать с которыми не всегда может специалист без специальной подготовки. Думаю, что на базе педагогических колледжей можно через специализацию готовить таких специалистов.

Преподаватели университета могут возглавить работу творческих групп, в которые войдут преподаватели колледжей. В процессе такой длительной, не одноразовой работы будут разрабатываться планы специализаций, пособия для студентов. Мы сегодня уже имеем положительный опыт в такого рода совместной работе: созданы совместные пособия по методике физического воспитания, развития математических способностей детей, развития речи и др.

Утвердилась тенденция повышения квалификации преподавателей колледжей через специальные курсы, теоретические семинары. Это правильная тенденция. Однако хотелось бы, чтобы она приобретала постоянный вид.

Настало время, когда от ситуативных форм работы нам следует переходить к постоянным содержательным формам углубленной систематической совместной работы, стремиться к тому, чтобы мы работали как единый механизм, решающий единые задачи, направленные на воспитание и обучение ребенка от рождения до школы по всем направлениям.