Сегодня педагог дошкольного учреждения должен получать и основательные практические навыки, что значительно повысит уровень его профессиональной компетентности.

Высокая потребность дошкольных учреждений в педагогах со средним профессиональным (педагогическим) образованием побудила к активному внедрению в нашем колледже №4 относительно новой модели подготовки воспитателей. Студенты выпускного курса совмещают работу с учебой. Наиболее оправданно и актуально совмещение работы с обучением для студентов, получающих специальности: «дошкольное образование», «специальное дошкольное образование».

На протяжении всего периода обучения студенты проходят разные виды практики, которые тесно взаимосвязаны между собой и с теоретическими курсами и осуществляются в определенной системе, последовательности, и носят усложняющийся характер. Начиная с общего знакомства с учебно-воспитательными учреждениями разного типа, наблюдений и анализа получаемой информации студент-практикант постепенно выполняет все более сложные и ответственные задания. Например, от участия в режимных моментах, в воспитательной работе он постепенно переходит к реализации отдельных частных методик обучения, а затем - к самостоятельной работе с детьми (преддипломная практика). Такая практика, а также содержательная теоретическая подготовка студентов позволяют на последнем году обучения ввести совмещение обучения с самостоятельной профессиональной деятельностью студентов в детских садах.

Во время практики будущий воспитатель не просто углубляет или закрепляет знания, он открывает их для себя, он их осваивает, убеждаясь в том, что знания, полученные в аудитории, в самостоятельной работе, делают педагога способным грамотно строить воспитательный процесс, дают возможность анализировать и оценивать свою работу, видеть свои перспективы.

Самостоятельная практика студента выпускного курса как сложный и динамичный процесс выполняет несколько функций.

Обучающую, связанную с углублением и применением молодыми воспитателями теоретических знаний и совершенствованием педагогических умений и навыков, приобретенных во время педагогической практики.

Развивающую, включающую в себя развитие педагогического мышления, познавательной и творческой активности, профессиональных способностей.

Воспитывающую, относящуюся к формированию профессионально-личностных качеств, таких как чувство профессионального долга, любовь к детям, ответственность.

Диагностическую, позволяющую видеть динамику совершенствования педагогических умений и навыков. Последняя функция актуальна не только для студентов, но и для педагогов, методистов.

На наш взгляд, готовность к решению педагогических задач характеризуется не только комплексом личностных качеств студента-выпускника, наличием необходимых умений, которые обеспечивают успешность выполнения профессиональных обязанностей, но и способностью к быстрой адаптации к новым условиям, нестандартным ситуациям. Готовность выступает как результат профессиональной подготовки.

В основе организации совмещения обучения и самостоятельной работы студента лежит индивидуально-дифференцированный подход. При этом ставилась цель - повысить профессиональную компетентность будущих выпускников. А конечная цель - трудоустройство и закрепление выпускников педагогического колледжа в детских дошкольных учреждениях.

Преодоление затруднений, на наш взгляд, возможно при соблюдении следующих условий: целенаправленной подготовке будущих воспитателей к самостоятельной деятельности в рамках изучения психолого-педагогических дисциплин; использовании диагностических методик по выявлению возможных затруднений у выпускников; проведении тренингов, педагогических мастерских, ролевых игр, выполнении заданий рефлексивного характера; создании ситуации успеха.