В нашем колледже мы создаем условия для того, чтобы реализовывать профессиональную подготовку лиц с ограниченными возможностями здоровья, так как рассматриваем эту новую роль образования как основной механизм социальной защиты данной категории учащихся, обеспечение их равных гражданских прав во всех областях социальной жизни, в том числе в области образования, создания специальных образовательных условий, учитывающих особые образовательные потребности этих людей. Мы можем обучать подростков с ограниченными возможностями здоровья - глухих, слабослышащих, слепых и слабовидящих, с нарушением опорно-двигательного аппарата и других - профессиям оператора электронно-вычислительных и вычислительных машин, слесаря механосборочных работ, мастера растениеводства (цветовода), секретаря, секретаря-референта, по специальности «аналитический контроль качества химических соединений. Экология».

Но в нашем колледже идет широкая профессиональная подготовка здоровых ребят. Поэтому мы рады, что реорганизация сети профессиональных образовательных учреждений повысила их престижность, ввела разноуровневую подготовку специалистов в правовое поле, объединила прежние учебные заведения и за счет этого помогла снивелировать такие проблемы, как кадровое обеспечение, материально-техническое оснащение, научно-методическое обеспечение, дала возможность расширять спектр реализуемых программ и поле образовательных возможностей для наших учащихся. Однако остались нерешенными некоторые проблемы.

Понятно, что даже такая крупная система, как система профобразования столицы, не в состоянии самостоятельно решать стоящие перед ней задачи по обеспечению отраслей городского хозяйства требуемыми специалистами по количеству, уровню квалификации и степени готовности к работе в условиях постоянно развивающейся экономики города. Сегодня на первый план выходят вопросы развития действенного социального партнерства. То есть установления системы взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, органами исполнительной власти, общественными организациями. Важным аспектом работы может стать в ближайшее время установление взаимодействия с военкоматами по привлечению демобилизованных граждан в систему профессионального образования.

Воспроизводство трудовых ресурсов - проблема государственных интересов, следовательно, и вопросы организации системы деятельности, в том числе социального партнерства, должны быть регламентированы соответствующими юридическими актами и нормативными документами, которые будут учитывать и решать ключевые блоки проблем, препятствующих развитию. К таким проблемам можно отнести отсутствие стимулирующих механизмов для предприятий, готовых к равноправному партнерству с учреждениями профобразования, для них можно было бы ввести статус «Государственного социального партнера учреждения образования» и установить льготные условия налогообложения, возможность соучредительства, взаимного использования площадей и оборудования на безарендных условиях.

Сегодня некоторые предприятия не удовлетворены уровнем подготовки выпускников, но нам нужно добиться понимания работодателей, что эти проблемы не могут и не должны решаться без установления взаимной, одинаковой меры ответственности за качество подготавливаемого специалиста, что необходимы определенные усилия по развитию практики попечительства со стороны крупного и среднего бизнеса.

И все же нашими самыми главными социальными партнерами должны стать школы, которые сейчас практически перестали выполнять функции, связанные с профессиональной ориентацией выпускников на профессии и специальности НПО и СПО. Основным критерием успешности школы стало количество поступивших в вузы, а система подушевого финансирования еще больше усугубила проблему комплектования колледжей лучшими выпускниками девятых классов. Работников колледжей теперь зачастую даже не впускают в школы для проведения профориентационной работы, и нужно продумать систему мер, механизмов и стимулов, которые бы сделали директора школы заинтересованным в передаче выпускников девятых и одиннадцатых классов в учреждения СПО.

Понимая первостепенную важность укрепления материально-технической базы колледжей, нужно обеспечить результативность этой работы и использовать для этого любые возможности: Правительства Москвы, Департамента образования, других департаментов, а также всех заинтересованных учреждений и организаций. Если проблемы развития ресурсных центров, учебно-производственных мастерских решаются, то проблемы развития учебно-материальной базы кабинетов и особенно лабораторий, их методического и дидактического обеспечения должны в ближайшее время стать зоной повышенного внимания, ведь приобретенные еще в советское время приборы уже не выдерживают критики ни с технической, ни с моральной точки зрения, и требуются их значительные модернизация и обновление.

Важно отметить, что сама система профобразования ищет и находит пути для решения многих проблем. Сотрудники и студенты колледжей ведут разработку и производство изделий, оказывают услуги, востребованные другими образовательными учреждениями, но нам требуется помощь по созданию тех условий, которые обеспечат повышение эффективности системы профобразования, позволят превратить ее в равноправного субъекта не только рынка труда, но и экономики города в целом. Запланированное совершенствование материально-технической базы будет только расширять наши возможности по реализации принципа самообеспечения. Думаю, справедливым было бы предоставление образовательным учреждениям режима наибольшего благоприятствования при проведении конкурсов на размещение госзаказов. Это позволило бы нам создавать новые рабочие места, обеспечивать повышение качества профессиональной подготовки обучающихся в условиях реального производства, зарабатывать недостающие в бюджете средства и направлять их на развитие материально-технической базы.

Наконец, есть проблема, без решения которой невозможно решение никаких других, это проблема кадров, повышения в нашем городе престижности педагогической профессии. Ведь парадокс: уровень оплаты педагогического труда в Москве постоянно и неуклонно растет, а притока молодежи в систему профобразования не происходит. Может быть, для повышения престижности педагогического труда и реализации программы «Доступное жилье» рассмотреть вопрос о строительстве квартир для педагогов по коммерческим, но доступным ценам с предоставлением ипотечных кредитов на льготных условиях? Такая долгосрочная целевая программа вместе с пакетом других социальных льгот и соответствующей пропагандой позволила бы обеспечить приток молодых, энергичных людей, в том числе и выпускников самой системы профессионального образования.

Выделенные в проекте постановления Правительства Москвы основные приоритеты развития системы профессионального образования на 2008 - 2010 годы позволят сделать очередной уверенный шаг к достижению поставленных целей. Вместе с тем мы, директора московских колледжей, отдаем себе отчет в том, что эти шаги будут трудными, что нужно и нам самим преодолевать имеющуюся инертность, учиться устанавливать и развивать отношения партнерства с предприятиями, работающими в рыночной экономике, самим искать источники финансирования и способы укрепления материально-технической базы, быть готовыми к выводу наших колледжей на уровень, соответствующий столичному образованию. Эта работа начата, и, видя ту поддержку, которую оказывают руководство города и Департамент образования, мы сделаем все возможное, чтобы она была с успехом продолжена.