- многообразие и многоукладность форм и видов социально-экономической деятельности;

- интенсивное расширение сферы услуг, связанное с развитием Москвы как крупнейшего делового административного и финансового центра;

- внедрение высоких технологий на предприятиях промышленности и прежде всего оборонного комплекса;

- возрастающую степень инновационности в традиционных отраслях городской экономики - жилищно-коммунальном хозяйстве, торговле, гостиничном и ресторанном бизнесе;

- повсеместное использование современных информационных технологий и формирование современной информационно-коммуникационной среды;

- интенсификацию миграционных потоков;

- недостаточность собственных - коренных - демографических ресурсов для воспроизводства кадрового потенциала социально-экономической сферы города.

Шаги, предпринятые еще в 90-е годы, позволили сохранить сеть учреждений начального и среднего профессионального образования. Однако эти действия оказались недостаточными, потребовалась радикальная реформа и модернизация московской системы профессионального образования, адекватная характеру экономического развития нашего города. Именно в этих условиях была разработана городская целевая программа «Развитие учреждений начального и среднего профессионального образования города Москвы на 2005-2007 годы», утвержденная постановлением Правительства Москвы в октябре 2004 года.

В этой программе главная задача - развитие системы профессионального образования - решалась тремя основными способами:

созданием нового учебного заведения интегрированного типа - колледжа, реализующего сопряженные образовательные программы;

достижением нового уровня «открытости» учреждений профессионального образования по отношению к социально-экономической сфере города посредством формирования государственно-общественной системы управления системой профессионального образования;

созданием внутренней инфраструктуры системы, обеспечивающей различные направления ее развития, - Центра военно-патриотического и физического воспитания, Московского дома художественного творчества, Центра качества профессионального образования, НИИРПО.

В программе 2005-2007 года разработано принципиально важное средство преодоления проблемной ситуации - понимание колледжа как системы проектирования профессиональной и социальной карьеры выпускника и развития его индивидуальных мыслительных и деятельностных способностей.

Интегрированный колледж становится точкой старта «социального лифта», позволяющего социально незащищенным слоям молодежи получить новые возможности собственного развития. Так определяется место учреждений среднего профессионального образования в профессионально-образовательном пространстве Москвы.

Интегрированный колледж дает особые возможности в процессе выращивания специалистов, в том числе и с более высокой квалификацией - инженерно-технических кадров.

Сегодня актуальной проблемой остается нехватка квалифицированных рабочих кадров. Но мы понимаем, что еще один серьезный кадровый дефицит - нехватка квалифицированных инженеров, уровень подготовки которых соответствовал бы требованиям современного производства. Проблема заключается не в количестве, а в качестве их инженерного труда.

Современное производство характеризуется огромной скоростью обновления технологий, никакой технический вуз даже при условии создания замечательной учебной базы не способен наделить будущего инженера необходимым запасом знаний и навыков. Выпускнику вуза, приходящему на производство, приходится доучиваться в реальных условиях и продолжать это впоследствии. Однако важно, чтобы молодой специалист хотел и умел развиваться как специалист. В решении этой проблемы особое значение приобретает система начального и среднего профессионального образования, дополненная ступенью высшего образования. Организуя весь путь - от получения рабочей профессии, затем - специальности техника и далее - специальности инженера, - мы получаем возможность организовать отбор и выращивание мотивированного специалиста, реально включенного в процесс развития производства, заинтересованного в собственном профессиональном становлении.

На организационно-подготовительном этапе в 2004 году была проведена структурно-содержательная реорганизация образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Москвы. Впервые в России была сформирована региональная система профессионального образования, состоящая из единого типа укрупненных учебных заведений - колледжей, в которых реализуются интегрированные образовательные программы основного общего, начального и среднего профессионального образования.

Информация к сведению

Новая сеть учреждений начального и среднего профессионального образования Москвы включает 76 колледжей, в них идет подготовка по 115 профессиям НПО и 98 специальностям СПО, в целом сохранены показатели набора по рабочим профессиям и специальностям.

В период выполнения программы Министерство образования и науки РФ передало субъектам РФ полномочия по лицензированию, аттестации и государственной аккредитации ОУ НПО и СПО, в связи с этим Департамент образования организовал проведение аттестации и госаккредитации новых ОУ СПО по программам начального и среднего профобразования, все колледжи прошли комплексную аттестацию, аккредитацию и лицензирование.

В рамках структурно-содержательной модернизации сети учреждений профобразования наряду с созданием колледжей были выполнены мероприятия программы, предусматривающие создание новых сетевых научных и учебно-методических учреждений, в результате созданы НИИРПО, Центр качества профессионального образования с функциями комплексного мониторинга деятельности ОУ, Московский центр физического, военно-патриотического и гражданского воспитания обучающихся и студентов профобразования, Московский дом научно-технического и художественного творчества обучающихся и студентов профобразования, осуществляется материально-техническое оснащение, необходимое для обеспечения уставной деятельности этих учреждений.

Информация к сведению

В 2005 году было обеспечено развитие региональной нормативно-правовой базы профобразования: приняты столичный закон «О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве», постановление Правительства Москвы «О создании государственно-общественных координационных советов в городе Москве по подготовке квалифицированных рабочих кадров».

На базе принятых нормативно-правовых документов шло формирование государственно-общественной системы управления профессиональным образованием и развитие социального партнерства ОУ с заинтересованными в результатах работы системы профобразования субъектами городского социально-экономического комплекса, созданы и начали работу 10 территориальных - окружных - государственно-общественных координационных советов по подготовке квалифицированных рабочих кадров, а также координационные советы Департамента науки и промышленной политики, Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы, Департамента потребительского рынка и услуг, Департамента поддержки и развития малого предпринимательства, организована работа городского государственно-общественного совета по подготовке квалифицированных рабочих кадров при Правительстве Москвы во главе с первым заместителем мэра Людмилой Ивановной Швецовой.

Информация к сведению

Государственно-общественные координационные советы рассматривают вопросы определения текущей и перспективной потребности предприятий в кадрах, результаты трудоустройства выпускников на предприятия в соответствии с полученной профессией, специальностью, утверждают планы набора в колледжи, закрепляют ведущие предприятия города и округов за колледжами. С участием государственно-общественных координационных советов по подготовке квалифицированных рабочих кадров решаются проблемы укрепления материально-технической базы колледжей, организации учебно-производственной практики обучающихся.

В рамках реализации программы обеспечено совершенствование экономических условий деятельности системы профессионального образования: произведен расчет нормативов подушевого финансирования ОУ, с 1 января 2007 года осуществлен перевод деятельности ОУ на нормативное финансирование в условиях казначейского исполнения бюджета, разработаны предложения для Правительства Москвы о финансировании городского заказа на производство товаров и услуг в ОУ. Но все это только первые шаги в организации полноценного нормативно-подушевого финансирования, создании новых экономических условий в жизни колледжей.

Сегодня можно сказать, что выполнены мероприятия программы, предусматривающие ежегодное утверждение Правительством Москвы контрольных цифр приема в колледжи, издание информационно-справочных материалов и пособий по нормативно-правовому регулированию деятельности столичной системы профобразования, подготовку проектов положений о стипендиальном обеспечении и организации питания обучающихся, оснащение программно-методическими комплектами по всем направлениям образовательного процесса и учебной литературой, создание творческих коллективов и проведение конкурсов по оценке, отбору и изданию учебников и учебных пособий, учебно-методических пособий по специальным дисциплинам, организационно-методическое обеспечение деятельности в условиях введения ЕГЭ, проведение для обучающихся олимпиад по специальным дисциплинам, создание научно-методических объединений для экспертизы по блокам отраслевых специальностей, обеспечение работы программно-технических средств, каналов обмена информацией, локальных вычислительных сетей, организацию профильного обучения учащихся образовательных учреждений на базе учреждений профобразования, реализацию комплекса мер по совершенствованию работы с учащимися и студентами, повышение престижности профессионального образования, популяризацию рабочих профессий среди молодежи, а также мер по усилению социальной защищенности обучающихся по программам НПО и СПО.

С 1 января 2007 года выплачиваются 250 именных стипендий Правительства Москвы, формируется реестр выпускников, подготовлены программы самопродвижения молодых рабочих и специалистов на рынке труда с использованием современных информационных технологий; проведены экспертизы состояния учебно-производственной базы технического состояния зданий сооружений и инженерных систем, паспортизация, капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений, реконструции, капитальные ремонты и оборудование спортивных залов и открытых спортивных площадок.

Чтобы сделать учреждения профессионального образования привлекательными для московской молодежи, необходимо комплексное развитие материально-технической и учебно-производственно базы ОУ, строительство и оснащение новых учебных корпусов, а также создание правовых условий для развития учебно-производственной деятельности и привлечения инвестиций работодателей в учреждения профобразования - безарендные отношения, соучредительство ОУ и так далее.

Важнейший элемент в обновлении нормативно-правовой базы - разработка и принятие закона Москвы «О подготовке квалифицированных рабочих кадров». Этот правовой акт позволит предпринять попытку формирования единой общегородской системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников квалифицированного труда, включающей в себя все заинтересованные ведомства, образовательные учреждения и организации, работодателей. Столичный закон будет предусматривать создание системы обязательной независимой оценки и сертификации качества профессиональной подготовки и квалификации всех работников, независимо от места их трудоустройства и взаимоотношений с работодателями. Мы также вносим предложение федеральному центру о необходимости принятия закона «О налоге на квалификацию».

Для того чтобы наращивать возможность столичной системы образования в качественной подготовке рабочих, нужно прежде всего различать массовую профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации взрослого населения (в том числе и миграционного) и собственно системы профессионального образования, предназначенной для подготовки высококвалифицированных специалистов.

Ответственность за организацию массовой профподготовки должна быть возложена на работодателей и их объединения, так как она, осуществляемая в различных формах, призвана наиболее оперативно реагировать на текущие потребности московского рынка труда. При этом площадками для размещения заказов на организацию соответствующих образовательных программ могут выступать государственные образовательные учреждения СПО, негосударственные образовательные учреждения и корпоративные учебные центры и подразделения. Отвечать за организацию системы профессионального образования должны по-прежнему Департамент образования, отраслевые департаменты Правительства Москвы и государственно-общественные координационные советы по подготовке квалифицированных рабочих кадров. Кроме того, процесс реализации такой целевой установки включает в себя формирование условий для инновационного развития учебных заведений, адресной поддержки проектов развития образовательных программ и повышения на основе такого развития качества профессиональной подготовки.

В 2008-2010 годы необходимо добиться создания реальных возможностей целевого финансирования проектов развития отдельных образовательных учреждений (прежде всего конкретных образовательных программ в этих учреждениях) по подготовке наиболее квалифицированных и востребованных экономикой города кадров рабочих и специалистов среднего звена, разработке специальной системы критериев отбора проектов инновационного развития, формированию целостной структуры их финансового обеспечения и оценки достигнутых результатов. Все эти требования заложены в приоритетном национальном проекте «Образование», в который в 2007 году вошли и учреждения начального и среднего профессионального образования.