Но если это так, то, наверное, вопрос планирования подготовки рабочих кадров сегодня становится очень актуальным. Бизнес в основной своей массе (за исключением, может быть, отдельных, весьма продвинутых бизнесменов) не умеет или не хочет заниматься стратегией и прогнозированием подготовки кадров для своей деятельности. Ему в общем это не особенно нужно, потому что есть дешевая и неподготовленная рабочая сила, которую называют гастарбайтерами и которая приходит на производство, не имея никакой квалификации, которой платят мизерные деньги и которая делает свою работу кое-как, а мы потом можем наблюдать те или иные техногенные чрезвычайные ситуации. Может быть, имеет смысл на федеральном уровне разработать систему мотивации для бизнеса, чтобы он был не только не заинтересован, но и не мог брать на работу неквалифицированных специалистов, учитывать это при лицензировании продукции, при присвоении ОСТов или ГОСТов? То есть критерий качественного состава кадров, которые строят нам мосты, дома, готовят какую-то продукцию в пищевой и легкой промышленности, должен учитывать то, насколько работники обладают теми знаниями, которые дает система профессионального образования. Поэтому вопрос планирования должен решаться на государственном уровне, и та структура, которая занимается планированием подготовки рабочих кадров, должна быть четко обозначена так, как это было в приснопамятные времена существования Госпрофобра и Госплана.

К сожалению, колледжи планируют подготовку того или иного количества рабочих и специалистов не всегда исходя из потребности в целом, а исходя из того маркетингового поиска на рынке, из востребованности рабочей силы по наиболее популярным профессиям, которые на сегодняшний день пользуются наибольшим спросом у молодежи (бухгалтер, экономист, юрист). В результате сегодня токарей мы уже на предприятиях не имеем, станочников практически не выпускаем или выпускаем очень мало, и предприятия, которые занимаются своим производством, испытывают колоссальный дефицит рабочих по этим специальностям.

Северный округ - один из самых больших учебных округов, на нашей территории работают более 20 крупнейших вузов страны, у нас есть солидная система среднего профессионального образования, но, думаю, на самом деле округа мало занимаются вопросами профессионального образования, а общественно-государственный совет - не тот орган, который может заниматься планированием и прогнозированием потребности и подготовки рабочих кадров для своей территории. Это общественно-политический орган, который вырабатывает некую стратегию, но отнюдь не занимается практической деятельностью. Кстати, учреждения профобразования испытывают немалый дефицит внимания округов. Департамент образования далеко, префектуры и управы близко, а вот контакта между всеми мало не потому, что мы не хотим этого, просто для этого нет объективных условий.

Думаю, что с точки зрения подготовки наших кадров мы должны продумать вопрос о положении молодого специалиста на предприятии. Мы все время говорим о том, что один заказывает, а другой готовит, но что такое сегодня молодой специалист на предприятии, каково к нему отношение того же самого работодателя, какие у него есть гарантии, какие он имеет привилегии, какую ему оказывают помощь для того, чтобы он пришел на это предприятие? Системы распределения сегодня нет, льгот для молодого специалиста тоже нет, хотя в свое время они были, и это привлекало, закрепляло молодежь на предприятиях. Молодежь и ее роль на производстве после получения тех или иных специальностей должны стать объектами пристального внимания. В этой связи то самое трехстороннее соглашение, которое заключается на уровне Москвы, может стать одним из инструментов для придания определенного статуса молодым специалистам на предприятиях, в компаниях, учреждениях города.