- В последние годы так сложилось, что муниципалитеты не принимали никакого участия в судьбе профессиональных училищ, ведь большинство ПУ были переданы на областной бюджет. С другой стороны, все основные работодатели (промышленные и сельскохозяйственные предприятия) расположены в муниципалитетах, а организовать с ними работу непросто. В то же время кадры нужны именно работодателям, а следовательно, и муниципалитетам. Поэтому губернатор обозначил проблему: должен появиться официальный заказчик, которому нужны квалифицированные кадры. Но кто станет этим заказчиком? На сегодняшний день он определен, этим коллективным заказчиком стали главы местного самоуправления, а в их лице - муниципальные образования. Главы взаимодействуют с работодателями, которые находятся на их территориях, и выражают волю работодателей.

Системе образования сегодня достаточно сложно выстраивать отношения с работодателями. Они платят налог от производственной деятельности и всё, мы никаких существенных вливаний от них не имеем. В то же время от нас они бесплатно получают кадры. Это явное несоответствие, ведь системе НПО необходимо развиваться, да и потребность в рабочих кадрах год от года только увеличивается. Например, заявка на целевую подготовку специалистов на 2007 год для всей области выглядит следующим образом: с высшим образованием необходимо 1968 специалистов, со средним - 757, с начальным - 5637. Вот такая потребность в рабочих кадрах.

Этот вопрос мы несколько раз рассматривали на правительстве и договорились до следующего. Из бюджета финансируется подготовка кадров на третий, установочный разряд. При этом мы умудряемся 38% наших выпускников обучить на четвертый разряд, хотя финансирование не увеличивается. То есть мы это делаем за счет внутренних ресурсов. Ребята занимаются учебно-производственной деятельностью, каждый третий рубль мы зарабатываем сами. И за счет этого осуществляем подготовку на повышенный разряд.

Производственники сами говорят, что сегодня им нужны более грамотные рабочие, с четвертым, а то и пятым разрядом. Я бы так сказал: рабочему нужна огранка! Как драгоценному камню: когда у него хорошая огранка, его цена возрастает. Поэтому мы говорим: пожалуйста, уважаемые работодатели, участвуйте в огранке!

Мы отдали муниципалитетам деньги на подготовку рабочих. Работодатель-производственник может добавить свои средства к бюджетному финансированию, и для него подготовят рабочего с пятым-шестым разрядом. Мы предлагаем предприятиям, а у нас есть настоящие гиганты, такие, как Оскольский электрометаллургический комбинат, Лебединский горно-обогатительный комбинат, БелАгромашсервис, разработать систему договорных финансовых отношений или образовательного кредита. Стоимость подготовки рабочего повышенного разряда в зависимости от профессии составит от 5 до 20 тысяч рублей в год.

Радует, что наш профтех - это как островки, где есть не только хорошая подготовка рабочих кадров, но и уважительное отношение к учебному заведению, его выпускникам и рабочей профессии.

Дмитриевские булочки самые вкусные!

На одном из таких островков, в профучилище № 23 Яковлевского района, я побывала вместе с Василием Пархоменко, начальником отдела начального профобразования. Училище это часто называют просто Дмитриевское, потому что расположено оно в селе Дмитриевка. Но из одного села набрать учащихся на целое ПУ нереально, поэтому детей подвозят на автобусах: по девяти маршрутам из Прохоровского, Ивнянского, Белгородского и Яковлевского районов области. Каждый понедельник привозят на учебу, и каждую пятницу развозят по домам. Причем подвоз организован с сопровождающими и за счет училищной внебюджетки, студенты ничего не платят.

А еще в прошлом году в училище построили новый лабораторный корпус. Глава Яковлевского района Иван Васильевич Бойченко тоже на Дмитриевское ПУ не нарадуется, потому что там не только учатся и работают, но и очень много делают для бюджетных учреждений всего района.

Узоры из цветной плитки под ногами, широкая площадь перед входом, цветущие клумбы, дорожки в саду, а по обеим сторонам фонари. Чуть поодаль местные мальчишки катаются на роликах. Целый комплекс зданий из красного кирпича - Дмитриевская школа, училище, мастерские - все рядом, и все ухоженное, чистое! Единственным, что хоть как-то напомнило мне о сельском колорите, оказался крик петуха: за территорией училища начинаются дома и огороды жителей Дмитриевки.

Тут же узнаю, что зимой на площади перед входом ставят большую сельскую елку, и на новогодний праздник сюда стекаются все от мала до велика. Тут тебе и конкурсы, и песни, и гулянье до утра! А в теплое время года по дорожкам сада очень любят прогуливаться молодые мамаши с колясками. Красота!

Директор училища Михаил Николаевич Нефедов сразу повел нас в новые мастерские, по пути рассказывая, что учатся у него 420 ребят и девчонок. Профессии разные: тракторист-машинист, водитель, слесарь-ремонтник, автомеханик, слесарь по ремонту топливной аппаратуры, повар-кондитер. Для желающих есть еще спецкурс по ручной ковке с умением выполнять электросварочные работы. Трактористу без элементарных знаний сварочного и кузнечного дела нельзя, директор в этом уверен, поэтому сам предложил ввести такой спецкурс.

Училище Михаил Николаевич возглавляет тринадцатый год. Сам в середине семидесятых закончил ПТУ, потом служил в армии, учился в индустриально-педагогическом техникуме, затем заочно в Воронежском сельхозинституте. Работал и мастером, и преподавателем, и замдиректора, и даже по совместительству председателем местного колхоза. Время такое было - конец 80-х - начало 90-х, все разваливалось, и училище попросили взять колхоз «на буксир». Наверное, с того момента дмитриевцы однозначно решили, что их сельское ПТУ - не то что центр села, а его промышленная, сельскохозяйственная и социальнообразующая основа.

Сейчас в училище работают 80 человек. Есть свое учебное хозяйство, 300 гектаров земли, свиньи, коровы, овцы. Живности, правда, немного, но хватает, чтобы к праздникам побаловать ребят особенно вкусными обедами. Кстати, все учащиеся питаются бесплатно, завтрак-обед-ужин, все, как положено. В училище шесть автобусов, полный набор собственной сельхозтехники.

В июле этого года на базе Дмитриевского училища проходил областной научно-практический семинар на тему «Современная технология возделывания сельскохозяйственных культур. Использование химических средств защиты растений». Среди приглашенных были не только руководители и главные агрономы ведущих сельхозпредприятий области, но и работники Департамента областного АПК, а также президент ЗАО «Щелково-Агрохим». Теперь у училища с этой фирмой договор на поставку гербицидов и органических удобрений. А взамен дмитриевцы предоставят результаты своей опытнической работы. Одних только сортов озимой пшеницы с прошлого года заложено 20, гречихи 4 сорта, ячменя 21 сорт, а еще 16 сортов сахарной свеклы и 19 подсолнечника!

Но не только сельским хозяйством занимаются в училище. Кузнечно-сварочная мастерская приносит немалый доход. Здесь учащиеся под руководством взрослых изготавливают контейнеры для мусора и парковые скамейки. И на то, и на другое спрос огромный. В области действует программа благоустройства, пропагандируется и поддерживается чистота в городах и селах.

Еще одно прибыльное и одновременно хлопотливое начинание - выпечка булочек. Все началось с просьбы главы района помочь в выполнении программы «Школьное молоко». К каждому стакану, выпиваемому школьником, полагалась вкусная сдобная булочка. А у Нефедова есть и оборудование для выпечки, и готовые кондитеры. Так училище начало печь булочки для школ района. Не для всех, но для большинства, в общей сложности заказ оказался немаленьким - 3-3,5 тысячи булочек в день.

Рассказывает Михаил Николаевич:

- Пекут мастер с группой. У них очередность есть, график соблюдается. В шесть вечера начинают и до одиннадцати ночи пекут. А утром мы своим транспортом развозим булочки по школам. В девять утра все наши машины уже в гараже, а выпечка - в школах.

Статфакт

В Белгородской области 29 учреждений начального профессионального образования, в которых обучаются более 16 тысяч человек.

Девять профучилищ получили статус профессиональных лицеев.

С 2005 года 23 учреждения НПО переданы на областной бюджет, 6 учреждений находятся на федеральном бюджете.

Ежегодный объем подготовки рабочих кадров для различных отраслей хозяйства области составляет 12 - 14,4 тысячи человек, в том числе на хоздоговорной основе 7,2 - 7,8 тысячи человек.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих кадров в системе НПО области ведется по 120 профессиям. За счет переподготовки и повышения квалификации населения области учреждениями НПО в 2006 году получено дополнительное финансирование в сумме 30 миллионов рублей.

Средняя заработная плата в целом по области составляет: у мастеров производственного обучения - 6810 рублей, у преподавателей - 6921 рубль.

Распределение внебюджетного фонда в 2006 году:

оказано материальной помощи: работникам НПО на 2 миллиона 693 тысячи рублей, обучающимся - на 935,6 тысячи рублей;

закуплено учебников на 1 миллион 3 тысячи рублей;

на благоустройство территорий учебных заведений затрачено 12 миллионов 281 тысяча рублей;

на модернизацию материальной базы и переоснащение ПУ и лицеев - 24 миллиона 639 тысяч рублей.

Для всех обучающихся организовано одноразовое питание за счет средств областного (в 23 профучилищах и лицеях) и федерального (в шести учебных заведениях) бюджетов, из расчета в среднем 22 рубля на человека. Для проживающих в общежитиях организовано трехразовое горячее питание за счет областных, федеральных и внебюджетных средств учебных заведений. Для детей-сирот стоимость дневного рациона составила 59 рублей (областной бюджет), 65 рублей 50 копеек (федеральный бюджет).

Ежегодно численность выпускников учреждений НПО составляет 90-92% от общего числа призывников Белгородской области.

Обучающиеся учреждений НПО являются постоянными участниками всероссийских олимпиад профессионального мастерства. По итогам конкурсов Белгородская область является лидером, а сами олимпиады неоднократно проводились на базе учреждений области. В 2006 году в олимпиадах по профессиям «Автомеханик», «Портной» и «Закройщик» победителями стали учащиеся профлицеев №№17 и 2.