Чем лучше образование, тем выше качество жизни

Что же касается воспитания и образования, об этом нужно говорить отдельно. Чистота улиц и дворов, красота скверов и новостроек, золото куполов и плывущие над Белгородчиной мелодичные колокольные звоны, а наряду с этим - одни из самых ровных в России дороги, второе в ЦФО (после Москвы) место по количеству строящегося жилья, стабильно работающая промышленность, развивающееся сельское хозяйство и переработка - вот то, что окружает с рождения каждого белгородца. Здесь справедливо считают, что научить подрастающего человека заботиться о чистоте и красоте родного города легче всего, когда живешь в чистом и красивом городе.

Станислав ТИМОФЕЕВ, начальник Управления образования и науки Белгородской области:

- Да, определенные успехи и достижения есть, но в то же время Белгородская область, как и многие другие в России, сегодня переживает очень непростое время. Эпоха реформирования затронула не только систему образования, но и многие другие отрасли. Однако именно система образования сегодня подвергается наиболее глубоким изменениям.

Дело в том, что область имеет свои приоритеты, выстроенные уже в течение многих лет. Главный из них был высказан губернатором, после чего была разработана губернаторская программа, а при инаугурации Евгения Степановича Савченко на очередной срок это снова было подтверждено: приоритетом власти в области остается повышение качества жизни белгородцев. Это принципиальная идея. И каждая структура вносит свой вклад в решение этой задачи. Я, как начальник управления образования, понимаю, что образование - это та сфера, которая касается каждого человека, каждой семьи. Поэтому если образование будет качественным, то и качество жизни белгородцев будет лучше.

- Станислав Петрович, что, на ваш взгляд, означает понятие качественное образование?

- Прежде всего оно должно соответствовать мировому уровню. Чтобы наш выпускник школы, вуза, среднего профессионального учебного заведения был конкурентоспособен на мировом рынке. Задача непростая. За последние 15 лет реформ мы слишком мало обращали внимания на образование. Казалось, все идет, как раньше. А когда передали общее образование на муниципальный уровень, то, как сказал президент, увидели, что муниципальные структуры не справляются. И пришлось срочно внедрять национальный проект, чтобы поддержать прежде всего муниципальную школу, которая является основной частью образования. Здесь проблем накопилось предостаточно: низкая заработная плата учителя, долговременное отсутствие снабжения материальной базы, финансирование по остаточному принципу.

Негативную роль играет и ухудшающаяся демография. Некогда большие, заполненные до отказа школы сегодня становятся полупустыми. Особенную тревогу вызывает сельская школа. Без профильного обучения и современных компьютерных технологий качественного образования не получишь.

Почему на сегодняшний день настолько остро встал вопрос именно о профильном обучении? Дело в том, что знания, которые вырабатывает человечество, увеличиваются в геометрической прогрессии. И какой бы ни был умный человек от рождения, но усвоить весь объем знаний по всем отраслям и направлениям он не в состоянии. Но ведь природа каждого наделила определенными способностями: кому-то - математический склад, кому-то - гуманитарный. Поэтому наша задача еще на стадии предпрофильной подготовки определить предрасположенность ученика к тому или иному направлению.

Но если в школе имеется один класс в параллели, например, один пятый, один девятый, или десятый, то в нем можно создать только один профиль. И тогда все гуманитарии вынуждены будут, например, учить математику десять часов в неделю. Или, наоборот, вместо математики - литературу. Ведь по закону профильное обучение возможно только при наличии 5-6 классов в параллели в городской школе и не менее трех классов в одной параллели в сельской. А что такое пять классов в параллели десятиклассников в городской школе? Это 125 подростков, и столько же одиннадцатиклассников. К сожалению, сегодня таким количеством учеников могут похвалиться лишь единичные школы.

Поэтому единственный выход, который мы видим в данной ситуации, - это создание базовых больших школ.

- Вы имеете в виду финансовую обеспеченность базовых школ и наполняющее их современное оборудование?

- Если мы не можем наполнить все школы компьютерами, интерактивными досками, медиааппаратурой, лабораторным оборудованием по полной программе, значит, нам нужно искать другой выход. Одновременно, если в школе 90 человек, а мы сосредоточим там все новое и дорогое, получается крайне неэффективное использование средств. Пример из жизни - последние наши выпускные балы минувшим летом.

В Ракитянском районе Белгородской области, на главной площади, решили провести бал для всех выпускников района. Цветной плиткой площадь вымостили, фонтан подключили, украсили площадь шарами и цветами, поставили современную аппаратуру, наладили световые эффекты, - одним словом, сделали все, чтобы ученикам было приятно. Но удивление было не от этого. А оттого, что из сел Ракитянского района привозили детей на автобусах, и каждая делегация приезжала примерно в таком составе: классный руководитель, директор школы, заместитель директора, поселковый глава, сопровождающий милиционер и ... два выпускника одиннадцатого класса. Или три, в крайнем случае пять. Но в итоге во всей массе народа среди всех сопровождающих выпускники просто-напросто потерялись. Их оказалось очень мало.

Я сам - учитель с сорокалетним стажем. И когда представляю себе школу и одиннадцатый класс, в котором учатся пятеро учеников, понимаю: я бы в такой школе не смог нормально работать и преподавать свою физику. Во-первых, этих учеников за один урок нужно по два раза спрашивать. А во-вторых, в таком классе просто скучно. Скучно учителям и детям. И получается каждодневная рутина в очень ограниченном круге знакомых лиц, а такая атмосфера ни капли не способствует творчеству и развитию.

В финансовом отношении это тоже невыгодно. При переходе на нормативно-подушевое финансирование, когда деньги идут вслед за учеником, наполняемость класса в городской школе должна быть 25 учащихся, а в сельской - не менее 14-15. Если в классе три ученика, то стоимость урока примерно будет равна трем рублям, и учитель заработает за урок девять рублей. А если в классе 25 учеников, тот же материал учитель будет преподавать за 75 рублей за урок. Разница ощутимая. А при новой системе оплаты труда, когда мы отходим от ЕТС, сама жизнь подталкивает к тому, чтобы директор пытался наполнить свою школу детьми.

- Но наполнить детьми каждую школу не получится. В чем вы видите выход?

- Мы в числе 21 региона выиграли грант Федерального агентства по образованию и теперь работаем над комплексным проектом модернизации образования в регионе. На сегодняшний день мы тесно сотрудничаем с федеральным агентством в вопросах реструктуризации и модернизации образования в рамках этого комплексного проекта. В нем четко сформулированы задачи, которые мы должны решить поэтапно к 2008 году, 2009-му и 2010-му. В результате на территории Белгородской области мы должны будем иметь 120 базовых школ.

На сегодня определению «базовая школа» полностью соответствует, например, борисовская школа №1 - поселковая школа Борисовского района. Там есть определенный контингент учащихся, хорошие кадры, свое кабельное телевидение, своя типография, полная интернетизация, персональный компьютер у каждого учителя. Все педагоги имеют возможность применять электронный учебник, «КМ-школу». Если бы те, кто противится проекту комплексной модернизации, посмотрели урок в Борисовской школе - с применением современных компьютерных технологий, мультимедийного оборудования и отличным комментарием учителя, а потом сравнили бы такой урок с обычным, думаю, все протесты закончились бы.

Мы немало ездим по области, сравниваем уроки, и при виде такой разницы становится не по себе. Почему одни дети должны получать современный урок высокого уровня, а другие - учиться, как во времена Льва Толстого, на примере Филиппка? Все дети Белгородской области должны получать одинаково качественное образование. И выход тут один - создание базовых школ.

В городе это не вызывает протестов, а в сельских районах проблему надо решать комплексно. Во-первых, обеспечить подвоз детей. В Белгородской области хорошие дороги, асфальтированный подъезд есть к каждому населенному пункту. За последние три года с помощью областного и федерального бюджетов мы приобрели для школ 300 автобусов «ПАЗ» и «Газель» - в зависимости от того, сколько детей возить. И на сегодня проблемы с подвозом нет.

Но, создавая базовые, мы не закрываем обычные сельские школы. Есть закон, по которому школа может быть закрыта, когда в ней нет ни одного ученика или с согласия схода граждан - родителей и учителей. Поэтому чиновникам, если мы захотим проявить ретивость и к сроку что-то закрыть, сделать это не удастся. Да мы к этому и не стремимся.

Позиция наша такая. Начальную школу не трогать вообще. До пятого класса дети должны учиться там, где они родились. С пятого по девятый классы дети также могут учиться в своем селе. Если односельчане решают оставить школу, значит, так оно и должно быть.

Нам бы хотелось, чтобы на старшей ступени - 10-11-й классы, когда дети уже взрослые и могут отвечать за свои поступки, они бы заканчивали свое обучение именно в базовой школе. У ребят будет реальная возможность подтянуть себя в знаниях за два года.

Когда будут созданы базовые школы, загонять в них насильно мы никого не собираемся. Привезем родителей, покажем им все, проведем по кабинетам: решайте, мама и папа, устраивает вас, чтобы дети учились в таких условиях, значит, мы организуем подвоз, пусть учатся. Если не устраивает, насилия не будет.

- Уже определены школы, которые станут базовыми?

- Да, но пока я не могу сказать, что все они отвечают предъявляемым к ним требованиям. Мы ведь не просто хотим открыть базовые школы, а хотим создать альтернативное образование!

- А будут ли в селах Белгородской области сохранены одиннадцатилетние малокомплектные школы?

- Все, что есть на сегодня в селах, никто не собирается закрывать или насильно переводить одиннадцатилетние в разряд девятилеток. Жизнь сама подскажет, где и как надо поступить. Кстати, анализ последнего ЕГЭ показал, что есть десятки малокомплектных школ, где выпускники по русскому и литературе получили двойки. Все выпускники!

Причин - масса. Когда в классе изо дня в день сидят три-пять человек, дух соревновательности в таком классе отсутствует. Нет атмосферы соперничества, споров, обычных для класса, где учатся 25 человек. При этом еще и рядом такой же класс! Да и, наверное, учитель не особо старался подготовить этих 3-5 учеников к ЕГЭ. А ведь с 2009 года мы все переходим на единый госэкзамен.

Так что же мы будем делать в малокомплектных школах с 11-м классом? Будем сдавать на двойки? Но с двойками по ЕГЭ сегодня аттестат не выдают. Говорят, пересдавай на следующий год. И что, у этого ученика через год знаний станет больше? Нет. Меньше - да! Ученик сельской малокомплектной школы практически оказывается обреченным, если сдает экзамен на «два». И пока не принято решение, что делать с этими двойками и такими учениками.

Возвращаясь к вопросу об улучшении качества жизни, скажу так: приходится искать варианты и убеждать сельских жителей. Но решается проблема тяжело. Сельчане так говорят: школа в селе - это социальное явление. Можно закрыть здравпункт, аптеку, почту, можно даже магазин закрыть и хлеб подвозить два раза в неделю, но село выживет. А если закроют школу - никто в это село не поедет. Я в ответ говорю: школа в селе останется! Но либо начальная, либо основная. А старшеклассники должны дошлифовать свои знания и закончить школу с достойными результатами, чтобы хорошо учиться в вузе.

Если мы по этому пути не пойдем, знания городских и сельских школьников будут сильно отличаться по уровню. Сельчанин потеряет право учиться в вузе. И никакой целевой набор не поможет. Мы надеемся, что население Белгородской области нас поддержит, и здравый смысл возобладает. А наш выпускник будет образованным человеком, за которого не будет стыдно нигде.

Фото автора