Почему заявка и победа МПГУ были принципиально важны? Потому, что эта заявка и эта программа связаны исключительно с массовой подготовкой педагогических кадров. Составляя их, МПГУ прекрасно понимал, с одной стороны, что нельзя перевести систему образования на инновационный путь развития, не привнося новшеств в подготовку педагогических кадров, а с другой, - что дело не только в подготовке педагогов. На самом деле деятельность педвуза куда значительней. Ведь фундамент интеллектуального потенциала нации формируется в средней школе, а ее кадровое обеспечение осуществляет система педагогического образования.

Опираясь на исторические традиции в целом высшего педагогического образования России, свою собственную историю и уникальный опыт научной и экспериментальной деятельности, МПГУ разработал такую инновационную программу, цель которой прежде всего состоит в подготовке высококвалифицированных педагогических кадров нового поколения, востребованных системой образования и мотивированных к профессиональной деятельности в условиях ее реформирования.

Казалось бы (и об этом без устали говорят противники высшего педагогического образования), вузу, который в этом году отметит свой славный 135-й юбилей, должно быть чрезвычайно трудно отойти от наработанного, опробованного на практике и принятого школой опыта подготовки кадров. Но МПГУ смог сделать практически невероятное. Сначала проанализировать всю свою деятельность на протяжении 15-20 последних лет, а затем на базе всего этого выработать современный инновационный подход к работе на следующие годы.

Инновационность программы заключается в том, что обновление подготовки педагогических кадров вуз теперь строит с учетом приоритетных направлений развития науки и образования на основе компетентностного подхода, многоуровневости образования, вариативности и преемственности образовательных программ, интеграции науки и образовательного процесса (образование через включение студентов в поиск нового знания и внедрение результатов научной деятельности), использования современных образовательных технологий, включая информационно-коммуникационные, новых форм организации учебно-воспитательного процесса и признанных мировым сообществом принципов обеспечения и оценки качества образования. За этим перечислением направлений работы, занимающем несколько строк, стоит настолько объемная работа, что невольно думаешь: по сути дела, вузу предстоит начать работу практически чуть ли не с чистого листа. Так космонавты, уже освоившие технологии подъема в космос, в каждом новом полете ставят все более сложные задачи и решают их, потому что иначе нет смысла забираться на такую высоту. Так и педуниверситет, освоивший высшее педагогическое пространство, в очередной раз решил попробовать добиться новых инновационных высот и взялся за суперсложное дело. Суперсложность заключается не только в трудности, объемности и инновационности работы.

Не секрет, что противники высшего педагогического образования, еще год назад утверждавшие, что в высшем педобразовании нет и не может быть никакой инновационности, конечно, внимательно следят за каждым шагом МПГУ. В такой ситуации нужно работать поистине по-новому, чтобы никто не воспользовался и не предъявил вузу упреков в отсутствии инновационных подходов.

Для достижения поставленной цели МПГУ теперь необходимо углубить фундаментальные научные основы подготовки педагогов, способствующие развитию базовых профессиональных компетенций учителя-исследователя; сформировать актуальные компетенции педагогов, определяемые приоритетными направлениями развития образовательной системы и процессами вхождения России в единое образовательное пространство; создать современную информационную среду вуза как технологическую базу, обеспечивающую переход университета в режим инновационного развития и формирующую условия для качественного обновления образовательной системы России (через создание портала педагогического образования); обновить воспитывающую среду университета для усиления мотивации к деятельности в профессиональной сфере и общекультурной подготовки выпускников.

При всей масштабности поставленных задач понятно, что они не могут быть решены сразу широким фронтом. Поэтому реализация инновационной образовательной программы включает в себя разработку трех взаимосвязанных проектов.

Первый проект определен как «Углубление фундаментальных научных основ подготовки педагогических кадров». Дело в том, что педагогическое образование университетского типа требует интеграции фундаментальной науки и образовательной практики, обучения студентов через включение в поиск нового знания и внедрение результатов научной деятельности. При переходе образования на инновационный путь развития, динамичного изменения содержания образования и образовательных технологий педагогу необходимо овладеть навыками научного исследования, проектирования нового содержания образования на основной и профильной ступенях школы. Сегодня в продвинутых школах ученики занимаются проектной и исследовательской деятельностью, которой должен руководить учитель, в свою очередь и сам занимающийся научной деятельностью на своем уровне. Поэтому вуз, который готовит педагога для массовой школы (как готовить педагога для элитарного образования уже давно понятно), и занимается планомерно такой трудной работой. Ведь он должен сформировать научно-исследовательские компетенции учителя для того, чтобы тот мог работать в профильной школе, обеспечивать переход к всеобщему полному образованию, заниматься инновациями осмысленно и серьезно (МПГУ предлагает начать с образовательных программ физико-математического и естественно-научного профиля, отражающих приоритетные направления развития науки и техники), обеспечить новое качество базовых психолого-педагогических и методических компетенций учителя для реализации современных моделей обучения и высокий уровень общекультурных компетенций педагогов для выполнения ими профессиональных функций в области воспитания и развития личности обучающихся, внешкольной и внеклассной деятельности.

Сегодня часто говорят о том, что важны не столько знания, сколько компетенции. Поэтому и был предложен второй проект: «Формирование актуальных профессиональных компетенций педагогов». Работать над этим проектом непросто, так как до сих пор идут дискуссии относительно того, как реализовать эти благородные задачи на практике. Но делать это нужно, так как свойственное педагогическому университетскому образованию сочетание фундаментальной и прикладной (практико-ориентированной) составляющих должно обеспечить оперативное реагирование на актуальные запросы государства, общества и личности. Во втором проекте МПГУ учтены приоритетные направления развития образовательной системы, сформулированные в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ, материалах Государственного Совета, документах Правительства РФ и Министерства образования и науки РФ.

Московский госпедуниверситет отдает себе отчет, зачем нужен такой проект, ведь важно сегодня сформировать у педагога такие профессиональные компетенции, как обеспечение равных стартовых возможностей детей к обучению в школе («предшкольное образование»); ведение курсов обществознания в профильной школе естественно-научного профиля и естествознания в профильной школе гуманитарного профиля (на основе интегративных подходов); внедрение современных моделей здоровьесбережения и обеспечение безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса, использование средств инновационной педагогики в целях социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья; формирование правовых, экономических и социальных компетенций педагогов в целях внедрения эффективных механизмов развития образования и его продвижения на российском и международном рынке образовательных услуг.

Понятно, что всего этого можно достичь только в том случае, если педагог будет владеть современными информационными технологиями. Совсем недавно высшие педагогические учебные заведения страдали от недостатка современного компьютерного оборудования. Но инновационная программа развития требует не просто приобретения такого оборудования, но и создания некоего информационного духа. Понимая это, МПГУ предложил третий проект: «Формирование современной электронной информационной среды Московского педагогического государственного университета». Создание единой информационной среды в условиях становления современного информационного общества приобретает первостепенное значение, так как только такая среда обеспечит повышение качества и эффективности образовательного процесса, даст возможность получения равного доступа участников образовательного процесса к передовым достижениям науки, образования и культуры за счет внедрения современных компьютерных сетей и дистанционных технологий. Иными словами, формирование ИКТ-компетенций педагогов станет базой для внедрения инновационных образовательных технологий, создания специализированного портала педагогического образования в системе единых информационных ресурсов образования. Проект предусматривает системное внедрение в научно-образовательный процесс и управление университетом новейших электронных технических средств и лицензионного программного обеспечения. Это позволит создать современную корпоративную информационную среду МПГУ, интегрированную в российские и мировые источники информационных ресурсов. Прогнозируемый результат - качественный инновационный прорыв в содержании, организации и технологиях образовательного процесса в университете. Кроме того, создание современной корпоративной информационной среды позволит унифицировать и оптимизировать технические решения, необходимые для выполнения внешних информационных и методических функций МПГУ как лидера современной отечественной высшей педагогической школы, послужит базой создания и пополнения общенациональных электронных информационных ресурсов для подготовки высококвалифицированных педагогических кадров, будет содействовать стабильности и динамичному инновационному развитию российской образовательной системы. В рамках проекта будет создана инфраструктура для формирования единой электронной информационной среды университета и специализированный портал педагогического образования в системе единых информационных ресурсов образования; внедрены современные технологические решения как основы для реализации инновационных методов подготовки педагогических кадров; сформированы ИКТ-компетенции студентов, магистрантов, аспирантов, научных сотрудников, профессорско-преподавательского состава и других сотрудников университета.

Внутри каждого из трех проектов определены конкретные задачи и направления деятельности по подготовке высококвалифицированных кадров образования. Принципиальным для подготовки в педагогическом университете условием станет научный фундамент каждого проекта.

Для реализации проектов по результатам внутреннего конкурса отобраны основные и дополнительные образовательные программы, нацеленные на развитие педагогического университетского образования и готовые к целевой реализации в 2007-2008 годы. К выполнению программы подключены все факультеты университета, причем все отдают себе отчет в том, что речь идет не о традиционных направлениях их работы, которые осуществляются в обычном режиме, а об интеграции усилий по решению инновационных задач программы университета и созданию на этой основе качественно обновленного научно-образовательного процесса.

Основными партнерами МПГУ в реализации программы стало прежде всего государство как заказчик педагогических кадров, а также органы управления образованием, аккредитованные школы, лицеи, вузы московского и других регионов России в качестве экспериментальных площадок, научные институты и учреждения РАН и РАО, зарубежные вузы, общественные организации, фирмы, в том числе в области IT, с которыми у МПГУ заключены договоры и соглашения. Работа над инновационными программами развития начата, можно ожидать, что старейший педагогический вуз страны станет качественно иным, сохраняя и развивая свой бесценный фундамент научных и педагогических школ.