Отремонтировать класс или купить кольцо с бриллиантом?

- Когда объявили о национальном проекте, нас это очень обрадовало, потому что впервые на таком высоком уровне обратили внимание на проблемы школы. Конечно, мы понимаем, что школа - это государственное учреждение, государственная политика. Когда наши открытия в сфере педагогики получили признание, это подкупило.

Ринулись в бой, скажем так, самые отважные и талантливые директора, которые действительно эффективно выстраивают образовательную политику своих учреждений. Советский район на конкурс инновационных школ тогда заявил шесть участников, и все они стали победителями. В 2007 году в нацпроекте участвовали десять школ, причем пять делали это повторно, потому что всем им есть о чем рассказать. Вообще нас радует, что существует нацпроект, так как есть возможность поделиться своим опытом и показать, как мы добиваемся признания родительской общественности и детей.

В прошлом году по итогам участия в нацпроекте мы провели мониторинг-анализ. Почему одни школы участвовали, а другие - нет? Стало понятно, в чем успешность тех или иных школ.

- Каждое новое дело «страдает» какими-то недоработками. С какими проблемами столкнулись первые участники национального проекта «Образование»?

- У нас была серьезная проблема. Когда подавали документы в прошлом году, школы писали свои бизнес-планы - на что бы они хотели потратить полученные деньги. Для нас миллион - это много, и впервые директор мог такие деньги, по крайней мере, ощутить, потому как давалось право потратить их, ни с кем не согласовывая, на усмотрение школы. Но затем пришли рекомендательные документы из Москвы, и наши многие бизнес-планы были просто перечеркнуты, поскольку ввели определенные ограничения.

Школы, которые соревновались в этом году, конечно, учли все эти моменты. Документы, необходимые для участия в конкурсе, размещаются на сайтах областного Департамента образования и Нижегородского института развития образования, и поскольку все школы нашего района имеют электронную почту и выход в интернет, то информация открыта.

Районное управление образования держит этот вопрос на контроле. Мы проводили консультации с членами комиссии, которые работали над конкурсной документацией, учли их рекомендации и замечания, поэтому и не повторили ошибок, допущенных участниками в прошлом году. Кроме того, наши школы, ставшие победителями, щедро делились своим опытом. Например, директор 151-й Мария Германовна Шебалкина рассказывала о том, как они добились гранта президента. Подобный семинар был и в школе №186. А в 44-й, где три учителя стали обладателями президентского гранта, мы посетили уроки и мастер-классы, которые проводили эти учителя. Дал многое и семинар в школе №187, где администрация очень подробно рассказывала, как они написали программу развития школы, что учитывали, какие проблемы рассматривали.

- Советуются ли с вами директора школ при разработке программ развития образовательных учреждений?

- Дело в том, что это право каждого учебного заведения - какую программу создать. Но у нас в районе уже стало традицией, что помимо плановых проверок в образовательном учреждении в конце каждого полугодия мы проводим встречу сотрудников руо с административной командой школы - как они прожили эти полгода, что смогли сделать и в чем у них проблемы. Это такой своеобразный мониторинг образовательного учреждения.

Кроме того, вот уже второй год мы создаем портфолио каждого учебного заведения, таким образом, получается как бы личное дело, копилка достижений школы. И это замечательно, потому что дает нам право в любой момент самим посмотреть и любого желающего ознакомить с деятельностью школы. Ведь не все учителя и директора рассказывают обо всем открыто, а ведь есть какая-то изюминка только этого образовательного учреждения. А в данном случае у нас, управленцев, появляется возможность посмотреть и сравнить: где рост, а где торможение и в чем причина таких процессов. И, проанализировав все, мы можем определенным образом корректировать развитие школы, подсказывать, направлять и в целом владеть ситуацией. Такой подход устраивает и школы.

- Было ли так, что школы приходилось подталкивать к участию в нацпроекте?

- Конечно. Ведь первый год нацпроекта, как вхождение в холодную воду, - и боязнь, и незнание: во что это может вылиться. А вот когда провели мониторинг, анализ этой работы в своем районе, поняли, что практически каждое образовательное учреждение может участвовать в конкурсе. Сегодня некоторые взяли тайм-аут. Например, могла бы участвовать 24-я школа, но там новый директор, и они решили повременить.

К сожалению, вечерняя школа №23, которой руководит Нелли Александровна Хентова, не участвует в нацпроекте - вечерние школы в нем просто не предусмотрены. А жаль. На территории Советского района есть СИЗО для несовершеннолетних. И когда к нам обратилось руководство этого учреждения с просьбой создать филиал вечерней школы для 15-17-летних подростков, ответственность за их обучение взяла на себя 23-я школа. Если бы была возможность и вечерним школам участвовать в нацпроекте, она бы наверняка победила - опыт накоплен большой.

Еще нас волновал вопрос, который я затронула, выступая на областном августовском педсовете. Школы - это хорошо, а дошкольники? Они ведь работают очень неплохо, но на них сегодня у государства не хватает внимания. И мы выступили с предложением организовать национальный проект для детских садов и их воспитателей. Губернатор поддержал наше предложение, и сегодня в области проводится областной конкурс для дошкольных учреждений.

- Проигрывают ли обычные школы лицеям и гимназиям в конкурсе ПНПО?

- Программа школы - это авторский труд, и она не переписывается из одного учреждения в другое. У нас и в общеобразовательных школах есть все, чтобы стать победителем нацпроекта. Например, аналогов тому, что имеет сегодня средняя общеобразовательная школа №23, в России практически не существует. Здесь работает реабилитационный оздоровительный центр, есть своя программа развития. В школе №44 тоже уделяют большое внимание здоровьесберегающим технологиям. Летом 2006 года город потратил большие деньги, чтобы построить там универсальные спортивные площадки, каждая стоит 2,5 миллиона рублей. Да, программы разные, но они имеют право на жизнь, ведь у каждой школы своя задача и свое видение решения этой задачи. Конкуренция? Да. А кто сказал, что конкуренция - это плохо? Это двигатель прогресса, и даже если какая-то школа сегодня не стала победителем конкурса, это не значит, что она плохая. Значит, ей нужно мобилизоваться, что-то пересмотреть и пойти дальше, достигая поставленную цель.

- Не кажется ли вам, что школам-победителям нужно сделать передышку хотя бы в один год и дать возможность получить грант другим, впервые участвующим?

- Существующие нормативные документы не декларируют эту передышку. Мы тоже рассуждали: зачем участвовать во второй раз, вроде школа все сказала? Ничего подобного, школа ведь выбирает не одно направление развития, у нее много разных «лучиков». Сегодня она показала одно направление, а завтра может показать другое, поэтому брать тайм-аут здесь необязательно.

Директора школ, которые победили в прошлом году, обсуждали - стоит ли участвовать в конкурсе второй раз или нет. Но ведь это не очередь за хлебом. Это борьба инновационных идей, борьба за воплощение этих идей в жизнь, признание опыта, признание открытий, поэтому здесь не может быть очереди. А посмотрите, как распорядились своими грантами наши школы. Допустим, в 186-й создали ресурсный центр. Многие о таком говорят, а у нас уже есть и работает. Доступ в школьный ресурсный центр имеют практически все ученики, для них и педагогов - электронные учебники, научная и художественная литература в электронном варианте. Это здорово, потому что мы уже не зависим от библиотечного фонда, который бывает недостаточен, хотя, конечно, программное обеспечение - дорогая вещь. Мы только еще в начале пути, но это и детям интересно, и школа идет в ногу со временем.

- Насколько я знаю, по количеству учителей - участников нацпроекта Советский район тоже оказался в числе передовых.

- Действительно, в 2006 году у нас было 45 участников и самое большое количество победителей в Нижегородской области - 17. Школа №44 дала нам трех победителей нацпроекта, а лицей №38 - четырех. Это же замечательно, когда учительская команда такая сильная, значит, они могут хорошо подготовить учеников.

Мы всегда за то, чтобы наши учителя участвовали в профессиональных конкурсах. И их тоже надо мотивировать на участие. Я смотрела программу на одном из нижегородских телеканалов, куда пригласили учителей, директоров - участников и победителей нацпроекта. И когда одна из учительниц заявила, что она потратила часть из полученных ста тысяч рублей на ремонт в классе, я считаю, что это неправильно. Деньги, которые выиграл учитель, должны тратиться на его личные нужды. Пусть это будет подарок семье: совместный отдых или дорогая покупка. Большинство так и поступили. Так и должно быть! В конце концов разве плохо порадовать себя, получить моральное удовлетворение: купить стильный костюм, кольцо с бриллиантом, пусть немыслимо дорогущее - вот я заслужила его своей работой.

Что мы сделали для того, чтобы в этом году наши учителя участвовали в нацпроекте? Часто говорят, что учителя очень скромные люди и не всегда готовы поделиться тем, что наработали за длительный период своей педагогической деятельности, и не всегда у них есть время, чтобы оформить это. Для участия в нацпроекте не требуется сверхсложного, и чтобы они убедились в этом, мы проводили различные семинары, где победители конкурса делились своим опытом. Показывали, как оформляли материалы и документы на конкурс. Семинары были и для директоров школ, ведь руководители обязаны обеспечить успешное участие своих учителей в нацпроекте. И в этом учебном году заявки на участие в конкурсе подали 62 человека.

Мы провели серьезную работу: консультации, методические объединения предметников, где победители нацпроекта делились своим опытом уже на уровне методобъединений.

Еще мы пытаемся использовать возможности, которые дают нам средства массовой информации. Вот одна из газет сообщила, что крупная фирма проводит свой грантовый конкурс социальных инициатив, социальной поддержки. И у нас многие стали его участниками. Может, кто-то не отважится участвовать сразу в нацпроекте, так пусть начнет с этого мини-конкурса, и это будет его очередной ступенькой. Когда «Учительская газета» объявила свой конкурс для дошкольных учреждений, мы и туда послали документы. Пусть участвуют в разных конкурсах наши педагоги и пускай получают вознаграждение за свой героический труд. Мы вот работаем в школе и удивляемся - снялся артист в одной роли и уже народный. А учитель дает уроки и у доски каждые 45 минут, как артист, ставит свой «театр одного актера». А когда он получит признание и получит ли его - это еще вопрос...

Фото автора

Нижний Новгород

P.S.

Когда статья готовилась к печати, стало известно, что в этом году из 10 школ Советского района семь стали «миллионерами» - победителями конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы, причем лицей №28, гимназия №25 и школа №186 - во второй раз. Из 62 учителей Советского района, участвовавших в национальном проекте, 20 получили президентские гранты в 100 тысяч рублей и 16 - губернаторские в 20 тысяч.