А третий плюс - собственно подготовка к конкурсу. «Пеликаны» настроились на состязание морально и получили вполне конкретные практические советы - как провести открытый урок, мастер-класс, какой должна быть «Визитная карточка», как вести себя во время «Дебатов».

Плюс четвертый - возможность встретиться со всеми учредителями «Учителя года». Беседы с министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России Исааком Калиной, председателем ЦК Профсоюза работников образования и науки РФ Галиной Меркуловой, первым заместителем главного редактора «Учительской газеты» Ириной Димовой - уникальный случай понять, чем «дышит» образование.

Как и всякое живое дело, семинар был полон открытий и вопросов, сомнений...

Открытие первое:

конкурс - это только начало

На семинаре «пеликаны» 2007 года поняли: конкурс порой круто меняет жизнь конкурсантов. И к этому должен быть готов каждый...

Александр Глозман, учитель года России-1997, десять лет назад был преподавателем технологии. Ныне - директор знаменитого в столице центра образования №293, по праву гордится своей удивительной школой, где есть мастерские, музеи, самая настоящая кузница. О конкурсе забыть невозможно. Ведь профессиональное общение, начавшееся в прошлом веке, продолжается по сей день. Александр Евгеньевич уверен: «Самое главное - здесь удалось найти единомышленников, и когда конкурс закончился, мы не расстались. У нас совместные проекты, мы домами дружим, ездим в походы, на экскурсии».

Филолог, лауреат конкурса «Учитель года России-2003» Татьяна Федорова тоже стала после Всероссийского финала директором. Московская школа здоровья №1071, которой руководит Татьяна Викторовна, особая: «У меня учатся дети ослабленного здоровья, много инвалидов, много надомников, есть ребята, которых родители приносят буквально на руках на уроки, одноклассники помогают им передвигаться по школе. И есть вполне здоровые школьники. Есть «сильные» ученики, победители всероссийских олимпиад. 800 человек очень разных детей из одного микрорайона».

Татьяну Федорову особенно радует, что ее ребята - настоящие фанаты проектно-исследовательской деятельности. Сидят в школе допоздна, исследуя, например, происхождение того или иного слова. Зато результаты поражают даже специалистов.

«Ребенок решил посмотреть, откуда взялось слово «космос», - рассказывает Татьяна Викторовна. - Греческое слово, что такого? Интересно, что ни в XVIII, ни XIX веках оно вообще не употреблялось, даже у Тютчева, космического поэта, не встречается. А потом ребенок находит новгородскую икону XIV века, которая называется «Царь-космос», читает описание у Флоренского, что царь-космос - «неодухотворенный мир». Получается большая интересная работа».

Открытие второе:

что такое мастер-класс

Блокноты финалистов конкурса «Учитель года России-2007» полны интереснейших заметок. Это не курсы повышения квалификации, это глоток воды для жаждущих информации. Каждое выступление на семинаре - повод для конкурсанта оценить свою «визитку», открытый урок, мастер-класс. И, конечно, пересмотреть свои педагогические позиции. Ведь конкурс - это только фрагмент учительской жизни.

Руководитель Лаборатории экспертизы и проектирования образовательных систем РАО Витольд Ясвин щедр: «Я вам подарю слово для мастер-класса, которое имеет огромную силу... «Спасибо». Вы будете управлять активностью людей. За все, за любую мелочь во время вашего занятия говорите это волшебное слово. Вы увидите, что, может быть, случится чудо: в конце занятия ваши ученики начнут говорить друг с другом».

Учитель химии и биологии средней школы №1 города Талдом Московской области, прошлогодний участник финала Сергей Ворыханов показывает свою «Визитную карточку», получившую на конкурсе максимальное количество баллов, и пытается вывести «формулу» успеха: «Первое - определитесь, о чем вы будете говорить, второе - как себя подавать. Я могу спеть, могу декламировать, могу танцевать. И третье - зачем, кому? Какой аудитории? Если ученикам - один уровень, если учителям - другой, «визитка» будет и по сложности другой, и по содержанию».

Все конкурсанты были в восторге от живого во всех смыслах этого слова мастер-класса музыканта, победителя конкурса «Учитель года России-1992» Артура Зарубы. Участники действа учились слушать и слышать музыку, изображать свои чувства в движении и даже... играть на дудочке фрагменты оперы «Иван Сусанин». Глядя на то, как работает коллега по конкурсному движению, каждый финалист понял для себя что-то важное. В том числе что повторить чужой мастер-класс невозможно, это штучное произведение. Надо создавать свое.

Сомнение:

кто такой учитель года?

Многие помнят неприятную ситуацию, которая сложилась в прошлом году незадолго до Всероссийского финала конкурса «Учитель года России-2006». Пятнадцать победителей региональных этапов не попали в Челябинск, потому что не были обладателями президентского гранта в рамках нацпроекта «Образование». В этом году все субъекты РФ выполнили новое конкурсное правило, проблем не возникло ни у кого. Однако совмещение двух конкурсов везде прошло по-разному. Например, на Камчатке педагогам, которые номинировались на грант президента, предлагали участвовать в конкурсе «Учитель года». В итоге победители того и другого конкурса совпали. Так, учитель года Камчатской области-2007, географ Лариса Михайлова в рейтинге педагогов, получивших президентские сто тысяч, была четвертой. Лариса убеждена, что конкурсы похожи: «На «Учитель года» идешь как предметник, с концепцией, опытом работы, результатами педагогической деятельности хотя бы за три года. И в гранте те же требования. Только нужно себя показать еще и как классного руководителя».

В Ростовской области такого совпадения не случилось, региональные призеры остались без грантов, и на финал приехал обладатель второго места прошлогоднего областного конкурса филолог Сергей Маринченко. Из республик Башкортостан и Удмуртия тоже приехали прошлогодние лауреаты - историк Елена Шерсткина и учитель английского языка Юлия Варламова. Кстати, оба преподавателя - из той самой «пятнашки», не попавшей на финал в прошлом году... Они держат связь со своими товарищами и говорят, что многие из них получили в этом году грант.

Есть регионы, которые я не хочу называть, чтобы «не подставлять» участников, где победители «Учителя года» получили грант «автоматом». Это решение мне кажется правильным. Я искренне уважаю учителей, получающих от государства денежное поощрение, но по-прежнему сомневаюсь, надо ли совмещать два конкурса. И со мной согласны некоторые конкурсанты. На встрече «пеликанов» с министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко учитель химии лицея №34 социальных и информационных технологий города Майкопа Республики Адыгея Ирина Маркина, активист республиканского и межрегионального клубов «Учитель года», задалась вполне конкретными вопросами: «Насколько объективна именно заочная экспертиза материалов участников? Насколько эффективна общественная экспертиза? Ведь конкурс тележурналистов, например, оценивают сами тележурналисты».

Приятно, что Андрей Александрович, будучи убежденным сторонником идеи совмещения конкурсов, все же ответил обстоятельно на этот вопрос и даже предположил, что, возможно, нужно менять критерии, по которым оцениваются педагоги, претендующие на грант: «Очень плохо, когда система сама себе ставит задачи, сама себя оценивает. Система образования должна быть открыта, она должна быть оценена извне. В основном учителя, люди из образования говорят, что оценка была честной.

Правильно или нет, что лучших учителей выбираем из числа обладателей президентских грантов? Если мы считаем, что лучший учитель страны - не из этих десяти тысяч учителей, тогда давайте менять критерии отбора этих десяти тысяч. Ведь критерии мы выбирали вместе. Давайте обсуждать, корректировать, ничего застывшего нет.

А что касается того, насколько правильно использовать заочный способ отбора, в любом соревновании есть первый тур, когда отбирается основная группа людей, и он должен быть как-то формализован».

Стоит прислушаться к мудрому предложению министра образования и пересмотреть критерии отбора получателей президентского гранта, причем организовать обсуждение новых критериев должен Межрегиональный клуб «Учитель года». Ведь президентский конкурс - первый этап «Учителя года».

Но тогда возникает другой вопрос: понимаем ли мы, кто такой учитель года? Лучший учитель или неординарный учитель, из серии «один на миллион»? Семнадцать лет складывался образ победителя. Видимо, он остается невнятным. Давайте внесем ясность!

Ведь даже когда нацпроект «Образование» закончится, эта проблема будет возникать снова и снова. Потому что «Учитель года» давно стал важной частью системы российского образования. Неудивительно, если и в будущем оценка педагогического труда будет связана с этим педагогическим состязанием.