Первые сто строк

По разным данным, сегодня в школу приходит только 10 процентов здоровых детей и столько же физически крепких выпускников покидает ее стены. Вроде бы процент один и тот же. Но болезни разные. Школа награждает детей своими специфическими болячками.

О здоровьесберегающих технологиях не говорит только ленивый. Им посвящаются симпозиумы и конференции в центре и на местах, но дело медленно движется. Школа не прибавляет ребятам здоровья. Она его по-прежнему отнимает. Непомерными физическими и психологическими нагрузками.

Ребята и в самом деле недосыпают, устают. Кому из родителей не жалко своих детей? И они часто пишут учителям записки: прошу освободить от уроков - Маша или Саша плохо себя чувствует. Освободить от уроков физкультуры. И учителя освобождают. Потому что если, не дай бог, с Машей или Сашей что-нибудь на уроке случится, отвечать придется физруку. Хотя вроде бы положено, чтобы и у Маши, и у Саши была медицинская карта, в которой записано все про их здоровье, в том числе и рекомендации, что можно, а чего нельзя делать на физкультуре, какие нагрузки категорически противопоказаны. Эти медицинские карты должны периодически обновляться после диспансеризации. Но она проводится формально. В большинстве регионов - от случая к случаю, когда кто-нибудь в верхах в очередной раз озаботится детским здоровьем. На школьных врачах, как и на школьных психологах, теперь экономят. При нормативно-подушевом финансировании эти ставки оказались лишними в школьном расписании. Хотя в некоторых школах есть и психологи, и врачи, и оснащенные по последнему слову медицинской техники зубоврачебные, физиотерапевтические и диагностические кабинеты. Но это скорее исключение, чем правило.

Здоровье ребят может если не укрепить, то хотя бы сохранить физкультура. Но она в школе падчерица. Ее чаще других предметов приносят в жертву во имя разных мероприятий. В час, отведенный на «физру», готовятся к пробным тестам и единому государственному экзамену по математике, физике, истории и русскому языку. Потому что теперь именно показатели единого государственного экзамена определяют качество образования, работы учителя и место школы в региональном рейтинге. От ЕГЭ зависят дополнительное финансирование, президентские и губернаторские гранты.

Физкультуру не любят чиновники. Нормально оснащенный спортивный зал обходится во столько же, сколько и кабинет физики, химии или математики. В одном из регионов, создавая свою систему оплаты труда, учителей-физкультурников, преподавателей технологии, мировой художественной культуры, изобразительного искусства и пения выделили в специальную группу, так называемую нулевую, решив, что преподавателям этих дисциплин надбавок за сложность, инновационность или технологичность не положено. А зря. Есть преподаватели физкультуры, я их видел на Всероссийском конкурсе «Учитель года», по чьим методикам учатся в областных институтах повышения квалификации. Они используют на своих уроках не только информационно-коммуникационные технологии, но и проектные методы.

Часов на физкультуру в школьном расписании катастрофически не хватает. До недавнего времени на нее отводился всего лишь час. После президентского вмешательства стали ставить два часа. Но специалисты считают, что и этого недостаточно. Чтобы детский организм нормально развивался, чтобы он восстанавливался после академических нагрузок, чтобы укреплялся иммунитет, не цеплялись сезонные болячки, ежедневно нужен один урок физкультуры. Особенно в начальной школе и последних классах старшей школы. Но где проводить эти уроки, если только 30 процентов сельских и 70 процентов городских школ имеют спортивные залы? Остальные зимой и летом обходятся спортивной площадкой, местным стадионом, или, в лучшем случае, школы у кого-то арендуют спортивный зал. Кстати, после урока физкультуры надо в душ. А душевыми оборудовано меньше десяти процентов спортивных залов в школах. Старшеклассницы не хотят без душа возвращаться в класс. Они лучше физкультуру пропустят, чем будут сидеть потными рядом со своими сверстниками. Их можно понять: это возраст обостренных реакций. Возраст первой любви.

В наших школах по-прежнему всех учат быстро бегать, высоко прыгать, далеко метать гранату... Учебные программы требуют от ребенка результатов: на время, дальность, скорость. Многие учителя постепенно отказываются от такой системы, они вообще не ставят оценок за результат. Они оценивают качество, прогресс достижений, общее развитие ребенка. Именно физкультура, как никакой другой предмет, требует индивидуального подхода к школьнику, индивидуального учебного плана. Профессионалы знают, как сделать, чтобы на уроке работали и те, кто даже один раз не может подтянуться на перекладине, и те, кто легко крутит на ней «солнце». Вот тут и проверяется мастерство педагога, его инновационность, умение работать с разноуровневым классом.

Если страна, в самом деле, беспокоится о своем будущем, о здоровье нации, физкультура должна стать в школе таким же важным и значимым предметом, как русский язык и математика, как история и иностранный, от первого класса и по выпускной.