- Владимир Борисович, Коломенский район участвовал в федеральном эксперименте по реструктуризации. Одним из первых у себя стал внедрять систему единого госэкзамена. Сегодня район вошел в состав пилотных территорий комплексного проекта модернизации. Не боитесь в погоне за новым потерять свою самобытность?

- Наработки педагогического сообщества района позволяют грамотно выстроить образовательный процесс в меняющихся условиях. Попробовать любые разумные новации можно, необходимо только придерживаться традиций и опираться на вечные ценности. Наши дети пишут стихи, их даже публиковали в «Подсолнушках» Союза писателей России, а мы выпустили поэтический сборник «Внутренняя музыка души», куда вошли избранные творения учащихся почти всех школ района. Очень серьезно занимаемся экологическим воспитанием подрастающего поколения. В учебно-методическом пособии «Судьба планеты - в наших руках» многопланово представлен опыт школ и наработки центров развития. Большое значение придаем здоровому образу жизни и спорту.

- Чем отличаются дети, живущие здесь, от своих городских сверстников?

- В прошлом Коломенский район был чисто сельскохозяйственным. На гербе нашла отражение наша территориальная особенность, мы находимся на слиянии трех - рек Москвы-реки, Оки и Коломенки. Визитной карточкой района стал Бобренев монастырь. Он называется обетный по обещанию, которое дали Дмитрий Донской и воевода Дмитрий Бобров: если им удастся победить, они построят святую обитель.

Вокруг необыкновенная природа, грибы, ягоды. И, я считаю, это наложило отпечаток на наших детей. В отличие от городских они ближе к природе, они не понаслышке, а с рождения знают, что такое труд. Многие живут в своих домах, у них есть хозяйство. Коровы, куры, козы. Огород. Они не чураются работы. И когда в школе требуется убрать территорию, организовать трудовую бригаду, то ребята воспринимают это вполне естественно. Ухаживать за памятником, участвовать в очистке леса.

- А чем отличается система образования?

- Район растянут на 80 километров и поделен на 9 сельских поселений, из которых только Пески городского типа. В каждом из них есть глава, Совет депутатов. И в этих поселениях школа играет отнюдь не последнюю роль. Школьный спортивный зал зачастую становится единственным местом, где есть возможность проводить тренировки и поиграть с мячом, другого помещения там просто нет. Во второй половине дня в залах собираются уже не только ученики этой школы, но и их старшие братья, родители, соседи. Тренеры ДЮШ приезжают сюда и ведут занятия по борьбе и легкой атлетике, шахматам и волейболу. Такое сотрудничество очень удобно для всех. Спортивным тренерам не приходится содержать отдельное помещение, им не надо оплачивать коммунальные услуги и аренду зала. Единственное, что от них требуется, чтобы все было в порядке - они отвечают за безопасность, за противопожарную безопасность. Обо всех условиях заключается договор с директором школы.

У нас две детско-юношеские спортивные школы. Одна из них «Фортуна», которая в основном специализируется на футболе. Кроме этого, в ней баскетбол, шахматы, настольный теннис. Год назад в первенстве Московской области по футболу среди таких команд в юго-восточной зоне она заняла первое место. Вторая школа называется комплексная, в основном специализируется на легкой атлетике и борьбе. Это дзюдо, самбо. Наши дзюдоисты выступают даже на международных соревнованиях. В прошлом году Вероника Кондрашкина заняла второе место в первенстве мира по самбо. Очень много мастеров спорта, в том числе международного класса. Среди них есть стипендиаты губернатора. Награждены они за выдающиеся успехи в спорте. Выступают наши ребята здорово, занимают призовые места.

В Коломенском районе есть Центр внешкольной работы. Он насчитывает 56 объединений. Они работают на базе образовательных учреждений. В Коломне находится небольшой офис, где бывают директор, заместители. Кстати, по этому же принципу работают и обе ДЮШ. Не дети приезжают к ним, а специалисты приезжают туда, где дети.

Центр внешкольной работы объединяет педагогов дополнительного образования. Они могут быть на ставке в школе, или это учителя, которые в первой половине дня ведут уроки, а во второй по совместительству занимаются с желающими краеведением, шитьем, создают хоровые коллективы, вокальные группы, театральные студии, развивают декоративно-прикладное творчество. Очень много у нас поделок, очень много выставок. Фестиваль искусств длится круглый год. У нас проходят смотры театральных, хоровых коллективов. Вокалисты выступают по номинациям эстрадного, народного пения. Постоянные выставки, конкурсы чтецов. В течение всего года тысяча школьников участвуют в спартакиаде, которая идет у нас по восьми видам спорта. Лучшие попадают на ее областной этап.

И у нас работает районный информационно-аналитический компьютерный центр. Это детище реструктуризации. В 2003 году мы включились в федеральный эксперимент. У нас была фильмотека, вокруг которой собрались люди с инженерным мышлением, и в результате родился ресурсный центр. Расположился он в Хорошовской школе. Оборудовали его за счет федеральных средств, поступивших на участие в эксперименте, областных и своих. Зачем мы создали такой центр? Хотели аккумулировать все самое современное и использовать не только для Хорошовской школы, а для всего района. Стали собирать информацию, анализировать ее. В центре обучаются педагоги, но начали мы с обучения руководителей. Компьютерная техника приходила и приходит. Люди на ней должны уметь работать. Мы заключили договор с Педагогической академией последипломного образования, обучали сами у себя в центре и выдавали удостоверение о том, что слушатель прошел курс повышения квалификации. Сейчас основной упор делаем на обучение одаренных детей.

- В районе проводился эксперимент по отработке моделей реструктуризации сельской школы. Что он дал системе образования?

- Мы апробировали некоторые модели. Например, модель социокультурного комплекса ассоциативного типа родилась в поселке Сергиевский. В комплекс вошли средняя школа, Сергиевская начальная, Парфентьевская начальная школа - детский сад, детский сад №15 «Орленок», школа искусств, филиал районной библиотеки, Дом культуры, Центр внешкольной работы, ДЮСШ.

Создание сельского социокультурного комплекса определило направления развития с учетом изучения желаний, потребностей учащихся, имеющейся материальной базы и кадров, разработку единой программы духовно-нравственного воспитания.

У нас отрабатывалась модель школьного образовательного округа на ассоциативной основе. Здесь не предполагалось изменение статуса образовательных учреждений, их реорганизации или слияния. Образовательная политика была нацелена на сбережение сложившейся сети образовательных учреждений, поиск внутренних резервов решения проблем сельской школы.

Этот эксперимент показал, что единое планирование в рамках школьного образовательного округа обеспечивает преемственность в воспитании и обучении и создает оптимальные условия для расширения воспитательно-образовательного пространства жизнедеятельности ребенка, для разновозрастного общения, совместной деятельности старших и младших детей.

Образовательное пространство Коломенского района по количеству образовательных учреждений практически не изменилось. Тем не менее из 11 начальных школ - детских садов 3 начали действовать в новом качестве - как начальные школы - детские сады с группами круглосуточного пребывания, из 15 средних общеобразовательных школ одна обрела новый статус - опорная школа по преподаванию отдельных предметов.

- Как вы узнаете о том, что результаты участия в проектах позитивны?

- Деятельность системы образования Коломенского района направлена на обновление содержания образования, повышение его качества, на воспитание, формирование здорового образа жизни, внедрение новых образовательных, информационных и коммуникационных технологий, дальнейшее развитие инновационной и экспериментальной деятельности, постоянное улучшение мастерства педагогов, качественное совершенствование кадрового потенциала.

Управление, образовательные учреждения и педагоги района приняли активное участие в реализации нацпроекта. Пановская школа стала победительницей конкурса лучших общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы.

В конкурсе лучших учителей участвовали 6 педагогов Коломенского района. И все они были признаны его победителями, получив президентский грант и грант губернатора Московской области. Победителем районного конкурса «Педагог Коломенского района-2007» стал учитель русского языка и литературы Акатьевской школы Евгений Нескородев. Он вошел в пятерку лучших.

Ребята Коломенского района становятся лауреатами и призерами районных и областных выставок, конкурсов и фестивалей. Юные таланты взращивают детские объединения «Гармония», «Радуга», цирковое объединение «Улыбка». Развивается детское движение. Проведен слет Союза детских общественных объединений Коломенского района «Созвездие». И в образовательных учреждениях района изучают и чтят историю, традиции, обычаи родного края.

Коломенский район