Заказ жизни

В стихотворении поэта пушкинской поры Николая Языкова есть слова: «Наш август смотрит сентябрем». На нас, педагогов, не август, а уже весенние месяцы смотрели сентябрем, и мы уже тогда говорили о подготовке к началу учебного года.

На одном из совещаний, которых мы много проводили за последнее время (в этих встречах, специально посвященных задачам осуществления комплексного проекта, приняли участие более 3 тысяч директоров школ, руководителей и специалистов муниципальных образовательных систем, представителей общественности, школьных управляющих советов, профсоюзов, средств массовой информации), мне задали интересный вопрос: а чей заказ выполняет система образования - родителей или государства?

Это вопрос, на который не ответишь сразу. Ожидания различных социальных групп и общественных институтов здесь не совпадают.

Для родителей, и это подтверждают социологические опросы, главный показатель - учебные достижения их детей.

Ребята, по крайней мере многие из них, понимают, что образование - это путь к личному успеху. Кроме того, в школе они ожидают найти интересных друзей, мудрых наставников, получить новые знания.

Работодателей интересуют молодые люди, подготовленные к тому, чтобы прямо включиться в производственный процесс, владеющие современными технологиями, мобильные, коммуникабельные.

Общество и государство заинтересованы в молодых гражданах, обладающих тем уровнем образованности и воспитанности, которые позволяют им жить, работать, служить своей стране в соответствии с общечеловеческими, духовно-нравственными и конституционными основами.

Задача образования, а все присутствующие в этом зале непосредственно причастны к решению этой задачи, состоит в том, чтобы систематизировать эти высокие запросы с учетом вышеперечисленных наказов и воплотить их непосредственно в учебно-воспитательный процесс.

Именно с этой точки зрения мы рассматриваем роль национального проекта в модернизации образования Московской области.

Суть реализации нацпроекта с учетом всех его направлений в том, чтобы, опираясь на надежный фундамент социально-ориентированной политики губернатора области Бориса Всеволодовича Громова, на два поколения областной целевой программы «Развитие образования» спроектировать систему образования как уникальный ресурс социального и профессионального развития личности, обеспечивающий рост конкурентоспособности личности, общества, государства.

Инновационный проект интегрирует инновационную деятельность отдельных образовательных учреждений и отдельных педагогов в единое инновационное пространство.

Образование, являясь одной из ведущих социальных деятельностей общества, позволяет достичь консолидации социального и духовного единства общества, формирования гражданской идентичности личности, взаимопонимания и доверия друг к другу представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культур, конкурентоспособности личности, общества и государства.

Лучшие для лучших

Сегодня нацпроект - это около десятка направлений, реализующих миссию образования в обществе как института социализации подрастающего поколения, и в каждом из них наша область принимает активное участие. Интеграция образовательных возможностей этих направлений и линий развития образования, характерных для нашей области, реализуемых с помощью привлечения финансовых и материальных ресурсов, предоставляемых федеральными структурами, областным и муниципальными бюджетами, - вот та задача, которую мы решаем в этот период. И решаем успешно.

В регионе совершенствуется учебно-материальная база образования. На эти цели только в 2007 году в рамках приоритетного проекта, включая комплексный проект модернизации, за счет средств федерального бюджета и консолидированного - Московской области, включая средства муниципальных образований, привлечено более семи миллиардов двухсот миллионов рублей!

По итогам конкурса за 2006 и 2007 годы 214 лучших школ получили президентские премии в размере миллиона рублей, а также от губернатора Московской области - поставки оборудования на 500 тысяч.

Школы - победители конкурсного отбора стали экспериментальными площадками и ресурсными центрами муниципального, областного и федерального уровней. Этот факт свидетельствует об эффективности региональной образовательной политики, воплощаемой в жизнь на всех уровнях - областном, муниципальном и уровне образовательного учреждения.

Особое значение Министерство образования Московской области придает участию Московской области в программе распространения результатов проекта «Информатизация системы образования» как очередному и приоритетному этапу развития не только информатизации, но и развития регионального образования в целом. Особенно актуальным в данном контексте представляется внедрение модели системы межшкольных методических центров для поддержки информатизации общего образования региона. Данная модель представляется как база для дальнейшего совершенствования ресурсного обеспечения информатизации образования.

Отчетливо проявляется динамика повышения качества образования в достижениях наших учащихся.

Умницы и умники

В 2007 году около 110 тысяч выпускников 9-х и 11-х классов общеобразовательных учреждений Московской области прошли государственную (итоговую) аттестацию по завершении освоения ими общеобразовательных программ основного общего и среднего образования.

Доля выпускников общеобразовательных учреждений, сдающих единый госэкзамен по трем и более учебным предметам, достигла 100 процентов.

Олимпиадное движение в Подмосковье стало самым массовым направлением в работе с интеллектуально одаренными детьми и подростками. Так, в районном (городском) туре олимпиад приняли участие 54000 учащихся 9-х - 11-х классов. 578 школьников награждены дипломами победителя областного этапа Всероссийской олимпиады.

В 2007 году в областных олимпиадах наиболее успешно выступили представители Долгопрудного, Королева, Жуковского, Дубны, Черноголовки, Раменского, Сергиево-Посадского районов. 58 школьников из Московской области стали обладателями наград победителя заключительного этапа Всероссийской олимпиады. Все 58 школьников - кандидаты на Премию Президента I и II степени (60 тысяч и 30 тысяч рублей) в нацпроекте. Подмосковные школьники успешно выступают на олимпиадах не только всероссийского уровня, но и на международных. В 2007 году учащийся гимназии №2 Коломны, член сборной России Иван Митрофанов стал победителем международной математической олимпиады школьников, которая проходила в Ханое.

По сложившейся в Московской области традиции все победители и призеры областных, всероссийских и международных предметных олимпиад ежегодно награждаются именной стипендией губернатора Московской области, размер которой в 2007 году достиг 2000 рублей в месяц, а количество стипендий выросло до 1000.

Из областного бюджета на различные виды поддержки способной, талантливой молодежи, молодых специалистов в Московской области выделяются средства особо. Для выплаты именных премий губернатора Московской области, именных стипендий «Подмосковье», научных грантов губернатора Московской области, именных стипендий губернатора Московской области для школьников, социальных выплат молодым специалистам, выплаты единовременных пособий выпускникам педвузов и ссузов, приступивших к работе в областных и муниципальных образовательных учреждениях.

Команда - дело стратегическое

Качественные изменения произошли в деятельности образовательных учреждений. Эти изменения хорошо видны на примерах наших конкурсов: «Лучшие школы Подмосковья», «Педагог года Подмосковья», «Лучший классный руководитель».

Результаты, достигнутые школами в рамках конкурсного отбора, нашли подтверждение в финальном туре конкурса «Лучшие школы России-2006», где лицей Троицка вошел в десятку лучших школ России, поддержав славную традицию побед в российских конкурсах, совхозной школой Серебряно-Прудского района и гимназией «Дмитров».

В этом году мы также направляем 5 лучших школ - победителей конкурсного отбора в рамках национального и конкурса «Лучшие школы Подмосковья-2007» для участия в конкурсе «Лучшие школы России-2007». Пожелаем им достойно представить нашу систему образования!

Практика показывает: там, где действуют стратегические команды, у тех муниципальных образований лучше результаты. (Результативность участия муниципальных образований можно представить следующим образом: в девяти из них - Дубна, Коломенский район, Ленинский район, Подольский район, Протвино, Серпуховский район, Черноголовка, Электрогорск, Юбилейный - победителями конкурса стали 100 процентов претендентов в соответствии с выделенными квотами.

Мы знаем, что многие наши сельские школы работают совсем не хуже городских. В то же время условия обучения ребят во многих малокомплектных школах очень далеки от современных, а затраты на содержание таких школ весьма ощутимы. Ищем пути такого развития сети школ, при котором они ни в коем случае не закрываются, а расширяют функционал, превращаясь в культурные и воспитательные центры села. Этот путь сложен и трудоемок, но именно за ним будущее.

Воспитание успешности

Направление проекта, связанное с поддержкой классных руководителей, охватило в нашей области 29339 педагогов. Цель этого проекта - не просто материально поддержать и простимулировать этих работников, но и реально усилить воспитательную работу в образовательных учреждениях.

На выплату денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя с целью осуществления поддержки социальной роли учителя и воспитания школьников были направлены средства федерального бюджета в размере 375,389 миллиона рублей и 328,516 миллиона рублей из консолидированного бюджета Московской области. Разработаны методические рекомендации «Классный руководитель в системе школьного образования», определены базовые школы, в которых отрабатываются новые технологии воспитательной работы, представленные в проекте Российского детского фонда «Уроки нравственности» и «Этическая грамматика».

Большое значение в достижении воспитанности учащихся имеет система школьной и внешкольной воспитательной работы, дополнительного образования. В Подмосковье мы никогда не допускали пренебрежения к воспитательной составляющей образовательного процесса; развитие воспитания всегда было и останется одной из традиций нашей системы образования. Этому способствуют традиционные Рождественские чтения. 15 миллионов рублей было выделено на приобретение и распространение в школах книги «Духовное краеведение Подмосковья».

Благодаря конкурсному отбору лучших учителей мы сможем поддержать за два года 718 педагогов-победителей (по 100 тысяч рублей из федерального бюджета), а все учителя, вышедшие на региональные туры конкурса (это 1170 человек), получают премию, учрежденную постановлением губернатора Московской области в размере 60 тысяч рублей.

Победителями конкурса стали педагоги из 65 территорий.

В числе победителей, занимающихся подготовкой рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, в этом году стали четыре московских областных образовательных учреждения: Истринский педагогический колледж, Московский областной государственный колледж (Раменское), профессиональное училище №72 (Королев), профессиональный лицей №95 (Дубна), а также федеральное образовательное учреждение, расположенное в Подмосковье, - Красногорский оптико-электронный колледж.

По количеству образовательных учреждений, ставших победителями национального проекта, Московская область заняла второе место в России.

В системе образования Московской области созданы организационные основы деятельности областных и муниципальных образовательных учреждений по обобщению и распространению передового опыта работы в рамках реализации всех направлений приоритетного национального проекта «Образование». Педагогической академией последипломного образования, Академией социального управления Московской области, Московским государственным областным университетом ведется планомерная работа по научно-методическому обеспечению диссеминации инновационных образовательных проектов.

Модернизация

В 2007 году к уже ставшим традиционными и привычными для нас направлениям реализации приоритетного национального проекта «Образование» добавилось новое и, пожалуй, самое крупное по масштабам направление - региональные комплексные проекты модернизации образования. Мы благодарны Борису Всеволодовичу Громову, который дал «добро» на наше участие в конкурсе систем общего образования регионов, за доверие и поддержку, за высокую оценку результатов нашего участия в конкурсе.

Чем должен стать и уже становится комплексный проект для нашей системы образования? Мы рассматриваем его прежде всего как мощный катализатор, который активизирует процесс модернизации во всех наших муниципальных образованиях, который потянет за собой все наши муниципальные образовательные системы, вовлечет в процесс развития каждую без исключения школу, включит через механизм общественного участия в управлении широкую народную поддержку и общественный контроль в образовании. Очень важно, что проект не отменяет ни одного из полезных направлений нашей работы, начатых в прежние годы (введение профильного обучения, информатизация и интернетизация образования, развитие школьного самоуправления), а напротив, поддерживает и объединяет их в рамках более широкой идеи - комплексной модернизации образования.

В конечном счете, проект должен способствовать созданию в каждой школе всего комплекса современных условий для качественного обучения и воспитания школьников, для того, чтобы каждая наша школа стала школой отличного качества.

Уже через несколько месяцев в режим активного участия в проекте войдут еще 50 муниципальных образований, и, если мы хотим, чтобы это вхождение было быстрым и успешным, начинать готовиться к нему нужно уже сейчас.

Школьники должны учиться в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям образовательного процесса. Что это значит?

Во-первых, необходимо, чтобы каждый ученик имел квалифицированного учителя по каждому предмету. Если говорить всерьез, учитель-многостаночник, который ведет сразу несколько предметов, заслуживает уважения, но может ли он делать это на уровне современных требований к преподаванию каждого из них? А если нет, в чем виноваты ребята? А это значит, что реализация проекта самым тесным образом связана с учительскими кадрами, их подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации, методической работой в школах.

Во-вторых, необходимо, чтобы ребенка окружала современная, а не образца 1950-х годов прошлого века, образовательная среда. Да, мы всегда гордились тем, что наша школа - духовно богатая. Материальным богатством своих кабинетов, лабораторий, библиотек она, увы, не отличалась и раньше, а за последние десятилетия ситуация особенно не улучшилась. Сегодня есть средства и решимость заняться, наконец, и материальной базой школ, библиотек, спортивных залов. Ясно, что делать это надо продуманно, считая государственные деньги. Если мы можем затратить их на то, чтобы всем богатством современных образовательных технологий пользовались дети в школе на 15 учеников, давайте это обеспечим. Если не можем, надо думать, как сделать, чтобы эти 15 детей попали в такую школу, где есть необходимые условия и сконцентрированы лучшие кадры.

В-третьих, современные условия включают в себя необходимый уровень комфорта и безопасности. Надо совместными усилиями завершить установку в школах тревожных кнопок, активизировать подключение систем автоматической пожарной сигнализации. У нас, к сожалению, дети продолжают гибнуть на дорогах из-за нарушения правил техники безопасности. Нельзя экономить на безопасности и здоровье детей!

В-четвертых, все большее значение придается организации качественного школьного питания. По состоянию на 1 августа 2007 года в 1503 муниципальных образовательных учреждениях функционируют 957 стационарных столовых, 301 доготовочная столовая и 246 буфетов. Питание учащихся обеспечивают 23 комбината школьного питания.

Новая система оплаты

Первым и наиболее значимым направлением комплексного проекта модернизации образования стало введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей. В ходе участия в реализации комплексного проекта модернизации образования перед нами стоит задача не просто повысить заработную плату, как это происходило в предшествующие годы, а стимулировать результативность и качество труда.

Решать задачу усиления стимулирующей роли оплаты труда за качество и результаты работы предусматривается путем выделения стимулирующей части в фонде оплаты труда и постепенного увеличения доли стимулирующих выплат; участия общественных советов школ в распределении стимулирующей части оплаты труда; установления критериев и показателей результативности и качества труда.

В муниципалитетах ведется работа по принятию своих нормативных правовых актов, обеспечивающих введение отраслевой системы оплаты труда в подведомственных образовательных учреждениях.

В целях апробации новой структуры заработной платы и выработки действенных механизмов реализации принципа оплаты за качество и результативность труда в пилотных муниципалитетах стимулирующая часть оплаты труда педагогических работников школ будет составлять примерно 15 процентов, что выше по сравнению с другими образовательными учреждениями.

В целом на введение новой системы оплаты труда в 2007 году из областного бюджета выделяется свыше миллиарда рублей, в том числе на увеличение стимулирующей части оплаты труда в пилотных учреждениях - 113 миллионов рублей.

Стимулирующая часть включает выплаты за результативность и качество труда. Эффективность стимулирования качества и результативности связана с разработкой критериев и показателей оценки труда учителя, установления регламента участия общественных советов школ в распределении стимулирующей части оплаты труда. В 2009 году доля стимулирующей части в фонде оплаты труда увеличится до 30 процентов против 15, запланированных на 2007-й.

Одна из важнейших наших забот в условиях определенного старения педагогических кадров - поддержка и закрепление на работе молодых учительских кадров.

В 2006 году в образовательные учреждения области пришли 620 молодых учителей, из них 410 - выпускники областных педагогических образовательных учреждений.

До 1 января 2007 года в соответствии с законом Московской области педагогическим работникам - молодым специалистам производилась ежемесячная социальная выплата в размере 600 рублей. В течение двух лет социальная выплата осуществлялась молодому специалисту, поступившему на педагогическую работу в государственное (областное) или муниципальное образовательное учреждение в год окончания им обучения в образовательном учреждении высшего или среднего профессионального образования.

В соответствии с постановлением правительства Московской области введена ежемесячная стимулирующая выплата молодым специалистам в размере 1000 рублей. Ежемесячная стимулирующая выплата молодым специалистам осуществляется в составе заработной платы в течение 3 лет работы педагога.

В то же время сохранено единовременное пособие в двенадцатикратном размере минимальной ставки единой тарифной сетки, соответствующей уровню полученного образования.

Данная мера поддержки направлена на закрепление педагогических кадров в образовательных учреждениях Московской области и способствует трудоустройству выпускников высших и средних педагогических образовательных учреждений Подмосковья.

Ежегодно Министерством образования Московской области проводятся традиционные встречи с молодыми специалистами образовательных учреждений области. На встречах присутствуют лучшие педагоги области, члены областного клуба «Педагог года Подмосковья». Такая встреча прошла на базе гимназии «Дмитров», ставшей абсолютным победителем Всероссийского конкурса «Лучшие школы России-2005».

Творческие мастерские, обмен опытом, экспериментальные программы, знакомство с инновационными процессами системы образования области, обширная культурная программа - вот основные составляющие таких встреч.

Знать как можно больше

Принятие закона о всеобщем обязательном среднем образовании должно помочь нам вспомнить традиции всеобуча с широким и полным учетом всего контингента детей, подлежащих обучению. А наличие компьютерной техники, баз данных позволяет решить эти задачи на принципиально новом уровне. И речь идет о многосторонней информации о наших детях, без уклона только в негатив или только в блестящие достижения, хотя, конечно, о достижениях ребят мы должны знать как можно больше. А на следующем шаге добиться того, чтобы вузы при приеме абитуриентов обращали бы внимание не только на итоги единого госэкзамена, но и на индивидуальные достижения ребят в спорте, творчестве, заботе о старшем поколении. Такой опыт есть в ряде развитых стран. И нам стоило бы ему последовать. Также важно подойти к решению вопроса о контингенте учащихся старшей ступени таким образом, чтобы не было загона всех учащихся в третью ступень с последующим поголовным поступлением в вузы. Увы, зачастую это оборачивается возвратом большой части выпускников, напрасно потерявших время на занятия, к которым они не предрасположены, к приобретению рабочих профессий в системе начального и среднего профессионального образования.

Качество образования - общее дело. Поэтому в рамках комплексного проекта модернизации образования уделяется огромное внимание развитию общественного участия в управлении.

Что это означает для школ и муниципальных образовательных систем?

Прежде всего нужно институционально закрепить участие общественности в управлении - создать и зарегистрировать органы, обеспечивающие такое участие. В самое ближайшее время во всех школах и муниципальных образованиях должны появиться и заработать органы государственно-общественного управления (школьные управляющие советы и муниципальные государственно-общественные советы по развитию образования) с четко очерченным кругом управленческих полномочий, включая и полномочия по участию в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда учителей (школьные советы) и руководителей школ (муниципальные советы).

Также необходимо, чтобы каждая школа и каждое муниципальное образование ввели в норму ежегодный публичный доклад, открытый отчет перед общественностью о результатах выполнения образовательной программы и финансово-хозяйственной деятельности школы. Нам нечего скрывать от общества, и если мы будем лучше рассказывать обо всем, что происходит в школе (а происходит в ней, несмотря ни на какие трудности, очень много замечательного и удивительного), нас лучше услышат, поймут и непременно захотят помочь и посодействовать в решении наших, то есть не узковедомственных и засекреченных от общества, а общегосударственных приоритетных задач.

В преддверии 1 сентября строители вручают директорам школ ключи от школ-новостроек. Образование - это тоже ключик, волшебный золотой ключик, который учитель вкладывает в руки ребенка. Но мало дать ключ, школьнику надо помочь отыскать ту заветную дверь, которую этот ключ отпирает и за которой его ждет крылатый корабль, направляющийся к его личному и профессиональному успеху. И только тогда, когда эта дверь откроется, совпадут запросы родителей и государства, общества и экономики.

Лидия АНТОНОВА, министр образования правительства Московской области