- Владимир Георгиевич, чем характерна сельская школа региона?

- В Московской области весьма обширная сеть общеобразовательных учреждений, и больше 40 процентов из них расположены в сельской местности.

Сегодня в соответствии с законодательством финансирование содержания зданий школ, обустройства прилегающих к ним территорий находится в компетенции органов власти муниципального уровня. Возможности муниципальных образований Московской области довольно существенно различаются. Отсюда и условия, в которых обучаются дети, различны. В некоторых школах есть несколько компьютерных классов, стадион и бассейн, а в некоторых (пусть это и единичные примеры) до сих пор сохраняется печное отопление.

Губернатором Московской области Борисом Громовым ежегодно выделяются значительные средства на строительство и реконструкцию образовательных учреждений. Программы улучшения материальной базы и условий обучения реализуются во многих муниципальных образованиях. Начиная с 2006 года поставки учебных кабинетов и оборудования осуществляются в рамках нацпроекта. Заметную роль в софинансировании нацпроекта в обеспечении образовательных учреждений современным оборудованием играет областная целевая программа «Развитие образования в Московской области». Планомерно идет процесс подключения всех школ к интернету. Для школ закупаются школьные автобусы.

Мы стремимся к тому, чтобы независимо от места жительства все дети были обеспечены условиями для получения качественного образования.

Как известно, страна пережила демографический кризис. Численность школьников заметно понизилась. Особенно ярко это проявилось на селе, где есть начальные школы, в которых учатся меньше 10 человек, и основные, где не наберется и ста учеников. В Московской области программа развития сети не предполагает закрытия школ или высвобождения педагогов. Ориентация на сохранение и развитие сельской школы как центра социокультурной жизни села - это наша принципиальная позиция.

- Знаю, что Подмосковье еще в 2002 году начало участвовать в эксперименте по реструктуризации сельской школы. Какие позитивные результаты дало его проведение региону и используются ли они сегодня? Получит ли что-нибудь еще большее развитие при реализации комплексного проекта модернизации?

- В федеральном эксперименте участвовали 2 района - Серпуховский и Коломенский. На выбор повлияли предшествующие экспериментальные наработки районов по развитию сельской школы и согласие органов власти муниципальных образований на сотрудничество.

В ходе эксперимента по реструктуризации сети образовательных учреждений отрабатывалось два типа моделей - образовательных объединений и образовательных учреждений.

Модели объединений предусматривали либо объединение ресурсов образовательных учреждений, либо объединение ресурсов нескольких отраслей социальной сферы - образования, культуры, здравоохранения. И в том и в другом случае слияние происходило либо на административной, либо на ассоциативной основе.

В Подмосковье отрабатывались модели сельского социокультурного комплекса, предполагающие интеграцию с учреждениями социальной сферы, культуры, дополнительного образования, и модели образовательных школьных округов.

Каждая модель апробировалась в двух вариантах - на административной основе, когда происходило изменение статуса объединяющихся учреждений, и на ассоциативной основе, когда объединяющиеся учреждения сохраняли свою самостоятельность и права юридического лица и договаривались о координации своей деятельности для достижения общей цели.

Сельские социокультурные комплексы созданы с целью обеспечения оптимальных условий для полноценного воспитания и образования детей, их разностороннего развития, социальной защиты.

В Серпуховском районе Московской области апробировались модель сельского социокультурного комплекса на административной основе - Туровский социокультурный комплекс - и модель сельского социокультурного комплекса на ассоциативной основе - Липицкий, Райсеменовский и Балковский социокультурные комплексы.

Серпуховский вариант реструктуризации предусматривал увеличение разнообразия сети за счет дифференциации общеобразовательных учреждений по типам и видам. Основой реструктуризации в Серпуховском районе стали иерархические модели, построенные вертикальным способом, с изменением юридического статуса учреждений, предусматривающие слияние, реорганизацию. Основным эффектом создания подобных моделей была концентрация ресурсов в опорных, базовых учреждениях.

В Коломенском районе в основном реструктуризация проходила горизонтально, путем объединения интеллектуальных и методических ресурсов с целью создания единого образовательного пространства. Экономический эффект достигался за счет объединения интеллектуальных ресурсов, повышающих качество образования, создания социокультурной среды, общей методической и технологической базы.

Создание сельского социокультурного комплекса предусматривает разработку и утверждение положения о социокультурном комплексе, создание его методического совета, определение субъектами комплекса приоритетных направлений развития с учетом изучения желаний, потребностей учащихся, имеющихся материальной базы и кадров, разработку единой программы духовно-нравственного воспитания.

Модель «сельский школьный образовательный округ» предполагает выделение территории, в рамках которой осуществляется управление образовательными организациями, установленное исходя из количества, типа и вида образовательных организаций, числа обучающихся, иных административных, экономических, демографических, социальных и культурных особенностей, влияющих на организацию образования. Эти модели могут также строиться как на административной основе с выделением головной организации и иерархическим административным подчинением, так и на ассоциативной основе при сохранении самостоятельности и прав юридического лица создающими организациями. Кроме того, границы образовательных округов могут как совпадать, так и не совпадать с установленным территориальным делением.

Эксперимент позволил сделать следующие выводы. Концентрация финансовых средств, проведенная в результате эксперимента, позволяет рациональнее использовать эти средства - провести ремонт в школе, в филиале и в помещениях ведомственных детских садов, используемых по договорам для образовательного процесса. Единая кадровая политика гораздо эффективнее для развития. Объединение учебно-воспитательной, методической работы опорной школы и филиала позволяет определить единые подходы и критерии оценки образовательного процесса, наметить пути повышения эффективности учебного процесса.

Единое планирование в рамках школьного образовательного округа способствует преемственности в воспитании и обучении, созданию оптимальных условий для расширения воспитательно-образовательного пространства жизнедеятельности ребенка, для разновозрастного общения, совместной деятельности старших и младших детей.

Объединение различных ресурсов стимулирует улучшение материально-технической базы. Не говоря уж о том, что досуг на селе стал разнообразнее не только у детей, но и у взрослых. Школа по-настоящему стала культурным центром села.

В комплексном проекте модернизации участвуют 15 пилотных учебных территорий. Три района вошли в него целиком. Это пионеры новаций - Коломенский и Серпуховский районы, а также Орехово-Зуевский. Сельские школы Дмитровского, Луховицкого, Рузского, Чеховского районов тоже активно включились в проект. В результате около половины его участников именно сельские школы.

Эксперименты проводятся не ради любви к нововведениям. Это поиск правильной образовательной траектории для каждого образовательного учреждения на селе. Это попытка соответствовать современным условиям жизни и обеспечить всем детям качественное образование. Поэтому возникновение социокультурных комплексов и образовательных округов продолжается.

- Вот вы говорите о том, что качество образования не зависит от места жительства ребенка. А каким образом происходит сама оценка?

- Прежде всего это показатели ЕГЭ и предметных олимпиад. Результаты единого госэкзамена по русскому языку позволяют говорить о том, что тестовый балл несколько ниже, чем областной. Сельские дети в среднем набрали около 47 баллов. А вот результаты девятиклассников, сдававших итоговую аттестацию в новой форме, ни в чем не уступают городским школьникам, и половина этих ребят сдали русский язык и математику на «четыре» и «пять».

На областных олимпиадах успешно участвует около пяти процентов учеников сельских школ, в этом году из 578 победителей их 30 человек.

- У одаренных сельских детей есть возможность получать достойное образование рядом с домом?

- Конечно. У нас есть и лицеи, и гимназии на селе. Может, их не так много, как в городе, но зато у каждого учебного заведения своя изюминка, особенность, которой могли бы позавидовать городские.

- Но хорошее образование требует постоянного роста мастерства учителей.

- Наш сельский учитель ни в чем не уступает городскому. В свое время, когда в Орехово-Зуеве Центр интернет-образования только создавался, первым делом зеленую улицу на обучение получили именно сельские педагоги. Это уже общепринятая практика. Сейчас система тьюторской подготовки и создание сети школьных центров, которую мы выстраиваем при огромной поддержке правительства Московской области, дадут возможность учителям повышать свою квалификацию рядом с домом, новые формы курсов позволяют совершенствовать их умения, практически не отрывая от работы.