Газета была вместе с участниками педсовета, как всегда. А еще, как всегда, в фойе играл духовой оркестр Московского музыкального кадетского корпуса. Сенатор Зинаида Драгункина с удовольствием продемонстрировала свою статью в нашей газете первому заместителю мэра в Правительстве Москвы Людмиле Швецовой. Людмила Ивановна была единственным представителем городской власти, хотя обычно на такие мероприятия в прошлые годы приезжали и министры, и руководители других департаментов и комитетов, и префекты. Во многом это объяснялось тем, что проведение педсовета совпало в этом году с заседанием Правительства Москвы. Конечно, мэр не мог приехать, когда обсуждался бюджет на следующие три года. Удивительно, как удалось вырваться на встречу с педагогами Людмиле Швецовой. Зато в президиуме было много депутатов Мосгордумы, в первом ряду президиума сидели двое из них - Евгений Бунимович и Татьяна Потяева. Как всегда, в педсовете принимал участие председатель Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки Сергей Кузин.

Громовыми аплодисментами, стоя, зал приветствовал бывшего руководителя департамента, ныне советника мэра по вопросам образования Любовь Кезину. При этом президиум поначалу подумал, что это приветствуют его, но потом, когда в течение педсовета зал несколько раз вставал и адресовал свои аплодисменты Кезиной, стало понятно: управленцы Москвы не смогли проститься с Любовью Петровной, когда она покидала свой пост, и поэтому так выражали свою благодарность за 21 год совместной работы. Впрочем, выступив перед участниками педсовета, Кезина сказала, чтобы не торопились с ней прощаться, она надеется в новом качестве еще со всеми поработать, и не один год. В своей эмоциональной речи Любовь Петровна вспомнила всех директоров образовательных учреждений, начиная с Леонида Мильграма, сидевшего в первом ряду президиума, и заканчивая счастливым директором школы №199 Марией Комлевой.

С часовым докладом перед управленцами (а на этот раз на педсовет были приглашены именно управленцы городского и окружного уровней) выступила нынешний руководитель Департамента образования Ольга Ларионова. Это было ее первое появление перед москвичами в новой должности. Доклад был обстоятелен, содержал подробный обзор всего того, что есть в московском образовании, в нем были названы те проблемы, которые предстоит решить системе образования в новом учебном году. Первая из них - то, что родители московских школьников хотят отдать своих детей не во все школы, они придирчиво выбирают лучшую, и возникает серьезный вопрос: как сделать такими лучшими, пользующимися повышенным спросом москвичей, остальные школы.

Удивительно, но руководитель городского социального комплекса Людмила Швецова проявила глубокую осведомленность в проблемах образования - в этом году ее выступление было очень серьезным и даже аналитичным. В качестве центральной проблемы Людмила Ивановна выделила проблему подготовки рабочих кадров для столичной экономики, подчеркнув, что программа «Рабочие кадры» будет обсуждаться на заседании Правительства Москвы 18 сентября и все будет зависеть от того, какие ресурсы город выделит на реализацию этой программы, ведь нужно покупать новое оборудование, строить новые и капитально ремонтировать старые здания колледжей, а самое главное, строить гостиницы-общежития, для того чтобы иногородние ребята могли получать рабочую профессию и приходить на предприятия Москвы как высококвалифицированные специалисты.

Зинаида Драгункина, тоже, как всегда, тепло поздравила управленцев с началом нового учебного года и передала им письмо-поздравление от председателя Совета Федерации РФ Сергея Миронова.

В завершение педсовета, прошедшего подчеркнуто в деловой обстановке и на удивление быстро, Людмила Ивановна Швецова вручила удостоверения получившим почетные звания московским педагогам и управленцам. Среди награжденных - руководитель юридической службы Департамента образования Людмила Дорофеева, ставшая заслуженным юристом РФ абсолютно по заслугам. Остается удивляться, почему эта награда так долго искала Людмилу Александровну.

На следующий день педсоветы прошли в округах. Ольга Ларионова работала вместе с директорами Северо-Восточного округа, где все было организовано четко, серьезно и празднично. Директоров поздравили дети, перед ними с аналитическим докладом выступила руководитель окружного управления образования Валентина Кобозева, по-государственному оценила роль образования в развитии города префект СВАО Ирина Рабер, интересны были выступления директоров тех школ, которые стали в этом году победителями конкурса инновационных программ в рамках нацпроекта «Образование», в том числе директора гимназии №1518, одержавшей вторую победу в этом конкурсе, Марины Фирсовой. После окончания педсовета Ольга Ларионова побывала в нескольких школах округа, в том числе в 1518-й, где удивилась тому, что в библиотеке школьники гимназии готовились к первому уроку в новом году - уроку чтения, посвященному 860-летию Москвы. Ребята с увлечением писали текст об истории проспекта Мира, на котором находится гимназия.

На педсовете в Западном округе, ставшем в этом году лидером в смотре учебных округов, присутствовали первый заместитель руководителя Департамента образования Лариса Курнешова, ректор Московского института открытого образования Алексей Семенов, руководитель Центра, занимающегося поставкой оборудования в московские образовательные учреждения, при Департаменте образования Елена Булин-Соколова. Начальник Западного окружного управления образования Валентина Бадил сразу сказала, что подводить итоги работы в прошлом году она не будет - это было уже сделано, когда завершался старый учебный год. Однако Валентина Александровна все же не смогла не сказать о тех, кто работал хорошо, добросовестно подготовил свои школы и детские сады к новому учебному году, кто, победив в различных конкурсах, стал гордостью округа. Позже Валентина Александровна сообщила имена тех, кто победил в окружном конкурсе в различных номинациях, и директоров успешных образовательных учреждений, которые при этом получили солидные премии, было на удивление много. Окружной педсовет в ЗАО кардинально отличался от городского, тут было много очень теплых выступлений, в частности, педагогов приветствовал первый заместитель префекта Александр Елизаров, который совершенно справедливо заметил, что педагоги - уникальные люди: каждый раз они празднуют начало учебного года так радостно, хотя для них это начало сложной и напряженной работы. Вместе с коллегами Западного округа в педсовете участвовали гости из Тамбовской области и Минска.

В Северном округе педсовет проходил в интерактивном режиме, то есть он был всеобщим: коллективы всех школ округа стали его заинтересованными участниками. Доклад начальника округа Виктора Кичатова вместе с москвичами внимательно слушали делегации Костромской, Ивановской, Московской и Витебской областей, Санкт-Петербурга. Гости, которых можно было бы гостями уже и не называть - так долго и плодотворно развивается сотрудничество Северного округа с разными регионами России, накануне участвовали в городском педсовете, знакомились с работой окружного лицея, «Класс-Центра» Сергея Казарновского, других образовательных учреждений и сами довольно подробно рассказывали о своей работе, в частности, они проинформировали москвичей о своем участии в конкурсе лучших учителей и инновационных школ в рамках нацпроекта «Образование». Педагоги из Витебской области порадовались, что белорусская система образования развивается не хуже московской, а в чем-то даже значительно опережает российскую.

В Центральном округе в окружной конференции «Об итогах работы в 2006-2007 учебном году и задачах, стоящих перед системой образования округа в 2007-2008 учебном году» приняли участие руководители разнопрофильных образовательных учреждений и руководители окружных органов исполнительной власти.

Завершали череду педсоветов педсоветы в образовательных учреждениях. Это был серьезный разговор о конкретной работе директоров и педагогических коллективов в новом учебном году. Школам предстоит сделать немало: ведь поставлены задачи перехода всех школ на финансово-хозяйственную самостоятельность, создания управляющих советов, грамотного расходования средств, которые ОУ получают по нормативам, открытия сайтов, на которых школы будут регулярно отчитываться о своей работе и расходовании выделенных им средств. В этом году начнется аккредитация школ на новый пятилетний срок, которая введена по нынешним правилам взамен былой бессрочной. Но главной задачей была и остается задача повышения качества обучения, повышения уровня работы учителя, который нынче будет отмечаться материальным вознаграждением из стимулирующей части фонда оплаты труда. Решение о премировании будут принимать общественно-государственные органы управления ОУ совместно с руководителями.