В условиях кардинальных изменений, происходящих в политической, социально-экономической, духовной жизни нашего общества, в ситуации быстро меняющихся научно-технических достижений особенно актуальным становится переосмысление социальной роли и функции системы образования. Как сказано в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, в ХХI веке формирование у подрастающего поколения умения эмоционально реагировать на изменения, происходящие в обществе и контролировать свое поведение, адаптироваться к современным условиям жизни, формирование у школьников духовности и культуры, способности к успешной социализации в обществе становятся одними из центральных задач образования.

Каждый взрослый человек знает, что такое эмоции, так как неоднократно их испытывал с самого раннего детства. Однако когда просят описать какую-нибудь эмоцию, объяснить, что это такое, как правило, человек испытывает большие затруднения. Переживания, ощущения, сопровождающие эмоции, с трудом поддаются формальному описанию.

Несмотря на это, об эмоциях написано очень много как в художественной, так и в научной литературе, они вызывают интерес не только у психологов, но и у философов, физиологов, клиницистов. Значение проблемы эмоций едва ли нуждается в обосновании. Какие условия и детерминанты ни определяли бы жизнь и деятельность человека, внутренне, психологически действенными они становятся лишь в том случае, если им удается проникнуть в сферу его эмоциональных отношений, преломиться и закрепиться в ней. Конституируя в человеке пристрастность, без которой не мыслим ни один активный его шаг, эмоции со всей очевидностью обнаруживают свое влияние на производстве и в семье, в познании и искусстве, в педагогике и клинике, в творчестве и душевных кризисах человека.

Такая универсальная значимость - надежный залог как повышенного интереса к ним, так и сравнительно высокой степени их изученности. Действительно, на протяжении многовековой истории исследования эмоций они пользовались самым пристальным вниманием, им отводилась одна из центральных ролей среди сил, определяющих внутреннюю жизнь и поступки человека.

По мнению С.Л.Рубинштейна, человек как субъект практической и теоретической деятельности, познающий и изменяющий мир, не становится ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким же бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия наподобие хорошо отлаженной машины. Действуя, он не только производит те или иные изменения в природе, в предметном мире, но и воздействует на других людей, сам испытывает воздействия, идущие от них и от своих собственных действий и поступков, изменяющих его взаимоотношения с окружающими; переживает то, что с ним происходит и им совершается; относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств или эмоций. Чувство человека - это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.

Значение проблемы эмоций едва ли нуждается в обосновании. Какие условия и детерминанты ни определяли бы жизнь и деятельность человека, внутренне, психологически действенными они становятся лишь в том случае, если им удается проникнуть в сферу его эмоциональных отношений, преломиться и закрепиться в ней. Конституируя в человеке пристрастность, без которой не мыслим ни один активный его шаг, эмоции со всей очевидностью обнаруживают свое влияние на производстве и в семье, в познании и искусстве, в педагогике и клинике, в творчестве и душевных кризисах человека.

Роль эмоций в управлении поведением человека велика, и не случайно практически все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением. Больше того, некоторые авторы отдают эмоциям приоритет в обыденной жизни человека. Так, А.М.Эткинд в 1983 году написал, что в обыденной жизни человек не столько рассуждает, сколько чувствует и не столько объясняет, сколько оценивает. Собственно когнитивные процессы, свободные от эмоциональных компонентов, занимают в обыденной жизни скромное место. По-видимому, в реальных процессах деятельности и во вплетенных в нее механизмах межличностного восприятия и самовосприятия «холодные» попытки объяснения и понимания имеют меньшее значение, чем «горячие» акты оценок и переживаний. Когда же идут процессы когнитивного анализа, то они находятся под сильным и непрерывным влиянием эмоциональных факторов, вносящих свой вклад в их ход и результат.

Эмоции и чувства, выполняя различные функции, участвуют в управлении поведением человека в качестве непроизвольного компонента, вмешиваясь в него как на стадии осознания потребности и оценки ситуации, так и на стадии принятия решения и оценки достигнутого результата. Поэтому понимание механизмов управления поведением требует понимания и эмоциональной сферы человека, и ее роли в этом управлении. Эту возможность дает предмет «Психология» в школе, который при изучении темы «Эмоции» знакомит ребенка с собственным эмоциональным миром, а также эмоциональным миром другого человека, способствует пониманию чувств, настроений, переживаний других людей и своих собственных.

Гуманизация образования - это не защита учащихся от современных проблем и сложностей, а подготовка их к самостоятельной, активной жизни в обществе социальных перемен. Сейчас мы сталкиваемся с определенным противоречием: государственное образование ставит задачу полноценного развития ребенка, но сама система обучения и воспитания накладывает весьма существенные ограничения на возможности решения этой задачи, так как не предусматривает предоставления ребенку знаний о самом себе как представителе рода человеческого, обладающем всеми данными для развития, несущим в себе потенциал творчества и отвечающим за реализацию или нереализацию этого потенциала наряду с теми взрослыми, которые помогают ему войти в культуру современного общества.

Все это делает весьма активной проблему школьного психологического образования как обязательной составной части общего школьного образования.

В современном образовании все более углубляется противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развития природы и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях психического и личностного развития самого человека, вступающего во взаимодействие с окружающим миром.

Учащиеся разного возраста пытаются как-то разобраться в самих себе. Но их интерес к самопознанию превышает их возможности познать себя, так как никакими сведениями о богатстве или бедности внутреннего мира, о психологических особенностях человека они не располагают. Отсюда неадекватные способы познания себя и других, неудовлетворенность этим познанием, неопределенность в оценках, самооценках, намерениях и так далее. Чем глубже ребенок осознает самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, чувства, тем более четкими формируются у него представления о своем дальнейшем жизненном пути.

Приобщение к знаниям о человеке имеет особенно важное значение на начальных этапах школьного образования, когда основные свойства познавательной деятельности и качества личности находятся в периоде своего осмысленного становления.

В настоящее время в школе больше внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка и очень мало развитию его чувств, а именно предмет «Психология» дает возможность более детальному знакомству с внутренним миром человека и развивает эмоциональное богатство учащихся.

Правильная организация учебной деятельности младшего школьника, предполагающая личностную включенность ребенка в эту деятельность, создает благоприятные условия для развития познавательной сферы - ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, речи. Все это неизбежно связано с эмоционально-волевой сферой.

Взаимообусловленность познавательной и эмоционально-волевой сфер личности в их совокупности и составляет базу общего развития ребенка, развития его общих способностей и основных психологических новообразований возраста. Наиболее благоприятным, на мой взгляд, возрастом для включения детей в область научного познания психологии может стать возраст 9-10 лет, то есть третий-четвертый классы. Дети к этому времени уже умеют самостоятельно читать и писать, они привыкли к классу, овладели основами учебной деятельности, поняли, что мир знаний огромен и многогранен, начинают осознавать, что овладение знаниями в значительной степени зависит от них самих.

Необходимо научить ребенка понимать самого себя и окружающих людей, не просто бояться их, опасаться, а именно понимать. Нам нужно научить ребенка принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Психология в школе нужна для укрепления не только психического, но и психологического здоровья детей, что имеет отношение к развитию их духовного мира, содержания их личности.

Поступление в школу изменяет эмоциональную сферу ребенка в связи с расширением содержания деятельности и увеличением количества эмоциогенных объектов. Те раздражители, которые вызывали эмоциональные реакции у дошкольников, у школьников младших классов уже не действуют. Хотя младший школьник бурно реагирует на задевающие его события, у него появляется способность подавлять волевым усилием нежелательные эмоциональные реакции. Вследствие этого наблюдается отрыв экспрессии от переживаемой эмоции как в ту, так и в другую сторону: ребенок может как не обнаруживать имеющуюся эмоцию, так и изображать эмоцию, которую он не переживает.

Таким образом, эмоциональная сфера младших школьников характеризуется:

- легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями;

- непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний - радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;

- готовностью к аффекту страха; в процессе учебной деятельности ребенок переживает как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах, невозможность справиться с заданием, школьник ощущает угрозу своему статусу в классе, в семье;

- большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений на общем фоне жизнерадостности, бодрости веселости беззаботности, склонностью к кратковременным и бурным аффектам;

- эмоциогенными факторами для младших школьников становятся не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе, и оценка этих успехов учителем и одноклассниками;

- свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются, мимика других воспринимается часто неверно, так же как и истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников; исключение составляют базовые эмоции страха и радости, в отношении которых у детей этого возраста уже имеются четкие представления, которые они могут выразить вербально, называя пять синонимичных слов обозначающих эти эмоции.

Школьники младших классов легче понимают эмоции, возникающие в знакомых им жизненных ситуациях, но затрудняются облечь эмоциональные переживания в слова, они лучше различают положительные эмоции, чем отрицательные, им трудно отличить страх от удивления, непознанной оказалась и эмоция вины.

В отличие от дошкольников, которые предпочитают воспринимать только веселые и радостные картины, у младших школьников возникает способность к сопереживанию при восприятии тягостных сцен и драматических конфликтов. В младшем школьном возрасте особенно ярко видна социализация эмоциональной сферы. К третьему классу у школьников проявляется восторженное отношение к героям, выдающимся спортсменам, в этом возрасте начинают формироваться любовь к Родине, чувство национальной гордости, формируется привязанность к товарищам. Но все же, несмотря на многочисленные исследования проблемы развития эмоций человека, развитие эмоциональной сферы детей, ее сущностные психолого-педагогические характеристики развития эмоциональных особенностей младшего школьника не раскрыты до конца в своем единстве и взаимообусловленности. В частности, недостаточно показано развитие эмоциональной сферы младшего школьника, изучающего именно предмет «Психология». Я думаю, что при дальнейшем изучении этой проблемы удастся подтвердить вывод о том, что при изучении предмета «Психология», а именно при знакомстве с темой «Эмоции», у школьников весьма сильно выражено положительное эмоциональное отношение к учению, которое благоприятно влияет на развитие интересов детей, познавательных мотивов учебной деятельности.