Ирина ДУБРОВИНА, руководитель Центра практической психологии МГППУ:

- Каждый родившийся ребенок по своему социальному и природному предназначению - продолжатель рода человеческого и его деяний. Появившийся на свет человек одарен природой и социумом возможностью индивидуального развития в социальном и культурном контексте эпохи. Основная характеристика такого контекста - сформулированное Львом Выготским понятие социальной ситуации развития. Ее основу, как известно, составляет переживание ребенком среды своего обитания и себя в этой среде. Если эти переживания позитивны, среда обладает развивающим эффектом и в ней возможны реализация и укрепление психического и психологического здоровья ребенка.

Мы знаем, что помимо потребностей в еде, тепле, заботе человеку присущи три великие базовые потребности:

- в познании того мира, куда он попал;

- в любви и установлении контактов с людьми, его окружающими;

- в понимании самого себя и своего места в обществе людей и в мире природы, культуры, созидания и творчества.

Иными словами, это потребность стать человеком, реализовать себя как человека. И все, что препятствует удовлетворению этих потребностей, есть насилие, в результате чего возникают депривации различного рода, которые ведут к нарушению психического и общего здоровья ребенка (страхи, неуверенность, агрессивность, забитость и так далее), тормозят, искажают путь становления человеческой личности.

Ребенок в общении со взрослыми и под их постоянным руководством и влиянием постепенно овладевает разнообразными видами деятельности, отношений, способами поведения, приобретает жизненный опыт той или иной ценностно-эмоциональной направленности, учится быть человеком. Поэтому так важно, какие взрослые окружают ребенка прежде всего в его семье, а также в детском саду, в школе, в обществе в целом. К сожалению, сегодня мы часто становимся свидетелями беспрецедентного роста насилия в наше как будто бы цивилизованное время. При этом насилие идет рука об руку с падением культуры.

По Владимиру Далю, насилие - это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное. Цель насилия - господство и контроль путем оскорбления, запугивания, шантажа и так далее. Насилие, по сути дела, прямо отождествляется со злом вообще (все формы физического, психологического, экономического подавления) и формирует соответствующие себе душевные качества - ложь, ненависть, лицемерие и многое другое. Самое страшное при этом, что в пучину насилия все в большей степени вовлекается молодое поколение страны.

Многие дети и подростки постоянно живут в контексте негативных социальных, психологических, экономических явлений, их окружающих. Сейчас много детей-сирот, детей, лишенных попечения родителей, ставших в силу обстоятельств безнадзорными, детей из неблагополучных семей с низким уровнем культуры, экономической обеспеченности, с аморальной или криминальной атмосферой и так далее. У многих детей и подростков глубокая неудовлетворенность потребности в личном общении со взрослыми, обида на их безразличие, непонимание. Это ведет к развитию повышенной тревожности, чувства неуверенности в себе, неустойчивой самооценке, к сложностям в становлении личности, к предрасположенности к асоциальным действиям, осложняет нормальное протекание процессов социализации и индивидуализации. Получив богатейший дар развития от природы и социума, многие дети находятся в «зоне риска», они рискуют не стать человеком, личностью, индивидуальностью. В «зону риска» загоняют ребенка взрослые, которые не выполняют своих обязанностей по отношению к детям. Поэтому защита детей и подростков от разных негативных явлений современной жизни - приоритетная задача общества, обязанность всех взрослых, составляющих это общество.

Любая ситуация насилия, в которой оказывается ребенок (объект ли он или свидетель насилия), носит негативный характер, тормозит или искажает развитие его еще только-только формирующейся личности, становится причиной многих психологических и социально-психологических проблем, которые могут сопровождать человека всю жизнь. Вовлеченность ребенка в той или иной форме в ситуацию насилия приводит к развитию таких психологических свойств личности, как, с одной стороны, хамство - грубость, хулиганство, неумение вести себя, неуважение и оскорбление другого человека, и, с другой стороны, лакейство - подхалимство, лицемерие, раболепствование. Юрий Лотман рассматривал эти свойства как стороны одной и той же медали. Он считал, что это симптомы социально-психологической болезни. За этими симптомами, писал он, скрывается психология человека, которого унижали, который поэтому сам себя не уважает и стремится компенсировать свое внутреннее неуважение унижением других людей или рабским подчинением другому.

Проблема защиты детей от насилия - проблема междисциплинарная, поэтому для эффективного обучения специалистов, работающих с детьми, необходимо не просто специальное обучение, важно, чтобы это обучение носило междисциплинарный характер. Решение проблемы жестокого обращения с детьми возможно только при организации совместной, серьезной и целенаправленной работы профессионалов разных специальностей, знающих и понимающих суть и специфику этой проблемы и готовых к взаимодействию, к освоению новых междисциплинарных технологий работы, к принятию совместных решений.

Искать пути решения проблемы насилия следует не только на уровне междисциплинарных связей педагогики, психологии, социологии и других наук, но и на уровне современного взаимодействия различных наук и форм общественного сознания, таких как культура, искусство, мораль, религия, право. Необходимо повышать уровень психологической и правовой культуры у всех специалистов, работающих над проблемой, воспитателей, учителей, родителей, студентов.

Становление российского гражданского общества начинается с гражданского становления ребенка. Поэтому государству выгодно обеспечить защиту детей от несправедливости, от оскорблений, унижающих человеческое достоинство, от всех форм эксплуатации и насилия над личностью. Хочу надеяться, что так оно и будет, причем в недалеком будущем.