- Я рада, что по рекомендациям вузов в совет попали очень разноплановые личности, схожие в одном: им небезразлична судьба города, судьба детей, судьба педагогов, молодежи. Решив выделить приоритетные направления нашей работы, мы сразу столкнулись с одной проблемой: вопросов так много, что было необычайно сложно выделить особенно существенные, базисные, требующие первичного разрешения. В самом деле, что важнее - судьба детей-сирот или пути развития студенческого самоуправления в Москве, повышение престижа среднего профессионального образования или устройство молодого специалиста-преподавателя на работу? За каждой проблемой стоят сотни человеческих судеб, жизненных историй.

Как жаль, что чиновники зачастую забывают об этом, пытаясь создать некий общий механизм влияния на все категории населения. Я думаю, что невозможно справиться с проблемой, ограничившись ее обобщением и забыв о конкретном человеке. Например, многие студенты занимаются нынче столь модным социальным проектированием, предлагают в своих проектах решить проблемы беспризорников, бродяжничества за счет создания не просто специализированных приютов для бомжей, а рабочих мест при этих приютах, где бы беспризорникам платили вполне сносную заработную плату. Таким образом предлагается мотивировать бомжей к тому, чтобы они покинули улицу и вернулись обратно в социум, стали нормальными людьми. Но студенты порой даже не задумываются, насколько сложно бывает просто увести с улицы маленьких бомжей, заставить покинуть ту среду, к которой они так привыкли, покинуть свое сообщество, свой, уже ставший привычным, жестокий мир. Как ни странно, большинство устроенных и «мотивированных» беспризорников сбегают уже на следующий день из приютов. Так называемый синдром улицы в них укоренился так глубоко, что никакая забота и ласка не помогают. Не срабатывает, к сожалению, общий метод «мотивировки», когда вместе с теплом, едой, честным заработком приходит осознание неправильности, невозможности жизни на улице. Беспризорникам оказываются ненужными все предлагаемые блага, потому что они всю свою небольшую сознательную жизнь видят лишь изнанку жизни. Как быть с такими? Ведь их тысячи на улицах только Москвы! Только у бездушного и черствого человека не болит сердце при виде оборванных, грязных, голодных детей! Но как решить эту проблему?

Может быть, как в рассказе Леонида Андреева «Баргамот и Гераська», только конкретная жалость к конкретному человеку может помочь сейчас в нашем жестоком мире?

К сожалению, у нашего совета пока больше вопросов, чем ответов...

Молодежный экспертный совет при Департаменте образования выработал предложения по совершенствованию деятельности МДО.

Необходимо создать отдел рекламы (или социальной рекламы) при Департаменте образования. На наш взгляд, его очень не хватает. Например, никто не знает о существующей разветвленной системе школьного самоуправления (мы сами узнали о ней только недавно и то из-за того, что пригласили на заседание совета консультантов из Управления воспитания и дополнительного образования, которые рассказали нам о школьном самоуправлении). Не давая информации, очень трудно поднять престиж профессионального образования. В существующем медиапространстве должна найти свою нишу социальная реклама, связанная с актуальными проблемами именно в области московского образования, имеем в виду наружные средства рекламы, которые расскажут москвичам о мероприятиях Департамента образования. Этот отдел не будет дублером существующего городского Комитета рекламы, который в основном занимается оформлением города.

Считаем необходимой поддержку студенческого самоуправления. Предлагаем приказом Департамента образования сделать студсоветы обязательными во всех вузах городского подчинения. Мы думаем, что очень важно осуществлять контроль всех председателей студсоветов педагогических вузов единым органом, поэтому предлагаем возложить контроль за деятельностью студсоветов на Молодежный совет при Департаменте образования. Убеждены, что необходим выпуск Департаментом образования неких общих положений, примерной базисной программы о деятельности студенческого совета в вузах (что-то вроде базисного учебного плана, обязательного для всех, на который смогут наслаиваться специфические для данной школы предметы и часы). Такой документ, во-первых, облегчит первые шаги студсовета по поиску людей и написанию собственного регламента, во-вторых, будет преследовать воспитательные цели. В рамках разработки проектов по студенческому самоуправлению мы выступаем с предложением создать студенческое радио (в качестве пилотного можно запустить проект по созданию студенческого радио для четырех педагогических вузов, подведомственных Департаменту образования). Безусловно, мы хотим, чтобы радио было открыто под эгидой Департамента образования или Правительства Москвы. Организаторами можем выступить мы сами, единственное, что пока требуется, - техническая поддержка и выделение FM-диапазона вещания. В качестве первоначальной программы вещания предлагаем:

- проведение КВН педагогических вузов;

- приглашение в студию интересных людей;

- сообщения о событиях студенческой жизни в педагогических вузах;

- составление неофициального рейтинга педагогических вузов по мнению студентов и преподавателей вузов;

- работу в формате «вопросы-ответы» (интерактив).

Зачастую даже студенты разных факультетов одного и того же педагогического вуза не могут общаться из-за территориальной отдаленности корпусов вуза друг от друга, не говоря уже о студентах различных педагогических вузов. А ведь развитие межвузовского студенческого общения исключительно важно для молодежи. У нас есть проекты открытых лекций для студентов разных вузов, прописанный проект системы приглашений на мероприятия в другие вузы.

В нашем городе очень много колледжей. Рассмотрев вопрос о положении студентов профессиональных колледжей, мы предлагаем:

- давать льготы учащимся колледжей (например, бесплатные проездные на метро, скидки в магазинах), чтобы мотивировать молодых людей идти в систему профессионального образования;

- открывать подготовку по специальностям НПО и СПО при университетах (например, при текстильном, стали и сплавов, пищевом и других);

- поднять престиж учебы в колледже, изменив представление о нем в сознании людей, в том числе студентов: в колледже будет намного престижнее учиться, если он будет называться «под патронатом Министерства образования и науки» или «при Правительстве Москвы»;

- создать курсы по повышению квалификации на месте работы или наладить обучение на производстве для молодых выпускников СПО как дополнительную возможность остаться в специальности.

Мы понимаем, что невозможно одномоментно поднять престиж профессионального образования. Даже если все колледжи получат новое современное оборудование, если в них будут работать преподаватели, ознакомленные с новыми технологиями и новым оборудованием, все равно эти профессиональные учебные заведения не будут популярными. Сейчас в Москве очень много вузов (около 200), и престиж выпускника вуза несравненно выше престижа выпускника техникума. Здесь дело именно в повышении социальных гарантий выпускников, социального статуса колледжа. Чтобы привлечь ребят в колледжи, нужны социальная реклама и другие способы воздействия на массовое сознание.